Светлана Ивановна Туктина
Воспитание сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как период жизни каждого человека, играет очень важную роль в становлении человека. Сейчас нужно уделять как можно больше внимания развитию внутреннего мира ребенка. В современном мире дети все больше проводят время за компьютером, не хотят читать, слушать сказки. Найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее. И сказка, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им понять друг друга.
Публикация «Воспитание сказкой» размещена в разделах
Чем же сказки нравятся детям? Тем, что темы, образы сказок очень близки им, мир сказки в основе своей реален: это семья, дом, природа. Герои сказок – это сами дети, их близкие или хорошо знакомые ребенку животные. Но в действиях и событиях присутствуют фантастичность, волшебные превращения, звери очеловечиваются. Это притягивает ребенка, изображаемое в сказке для ребенка обретает достоверность. Сказка учит сопереживать, быть справедливым, сильным, умным, вызывает добрые и серьезные чувства.
Как же выбрать сказку для рассказывания? Когда говорим о рассказывании, имеем в виду народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения «сказывались». Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрно-новеллистические, докучные. Авторские же сказки детям читаются. Исключение только составляют авторские докучные сказки.
Знакомство со сказкой начинается очень рано. Сказка должна быть интересной по содержанию, яркой, динамичной, небольшой по объему и должна соответствовать возрасту ребенка. Например, младшему возрасту адресованы сказки «Репка», «Колобок», Курочка ряба», «Теремок», «Лиса и заяц», «Коза с козлятами», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса». Для старшего дошкольного возраста рекомендованы сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Рак и лиса», «Мороз, солнце и ветер», «Заяц-хвастун».
А как же рассказывать сказку детям? Одно из главных условий – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Взрослый должен выражать подлинные эмоции и чувства, он должен находиться так, чтобы ребенок мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, интонацией, так как все это дополняет и усиливает впечатления от услышанного. При этом рассказчик не должен переигрывать. Нужно помнить, что сказочник – это веселый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать их. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребенок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. При рассказывании вечерней сказки не стоит сильно выделять эмоции, не нужно говорить голосами героев. Рекомендуется ровное, спокойное повествование.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки в соответствии с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.