Ольга Фомичева
«Воспитание без наказания»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание без наказания
Данный вопрос будоражит умы многие века – от сильных мира сего до простых домохозяек, от Екатерины великой и Платона до воспитанников детских садов.
В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей В. А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А. С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А. С. Макаренко, безнаказанность вредна : там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
Публикация «„Воспитание без наказания“» размещена в разделах
Лично мое мнение, что лучший метод воспитания – это метод «кнута и пряника». Воспитание невозможно без наказания, но при этом стоит определиться, что считать наказанием. Для меня это не физическое насилие, а скорее – противодействие, лишение какой-то привилегии, удовольствия.
Да, знаю, со мной многие современные мамы не согласны, но на моем опыте – у меня нет собственных детей, но зато 4 младших братьев и сестер, с которыми я живу вместе. Так вот, когда ты просто объясняешь, что делать так-то не хорошо, а ребенок делает – причем, иногда и специально, чтоб увидеть твою реакцию, реагировать надо. И при этом реакция должна предполагать, что в следующий раз ребенок не будет так же делать. Как этого добиться? Четко очертить рамки игры – то есть правило, как стоит поступать, и есть наказание за их невыполнение. Например, если ты не вымыл посуду вовремя – вечером ты не сможешь чем-то заняться, что приносит именно тебе удовольствие.
С развитием демократии в нашей стране появились интересные педагогические методики, которые вообще не предполагают наказаний. Однако ничто не ново в этом мире – именно так воспитывались французские дофины, при этом самый ненаказываемый и избалованный – Людовик XV четко определил результат: «После нас – хоть потоп». И таких примеров очень много, поскольку отсутствие наказаний ведет к избалованности, распущенности и вседозволенности, инфантильности, при этом нельзя сказать, что человек плохой сам по себе – нет, просто он искренне не понимает существования каких-то рамок, границ, категорий добра и зла, хорошо и плохо, можно и нельзя.
Но при этом наказание не только должно являться неотъемлемой частью воспитания, но и быть соразмерным поступку и строго обоснованным, чтоб ребенок понимал, где он ошибся.
Ко всему сказанному стоит отметить, что при процессе воспитания мы преследуем и цель нормальной социализации ребенка в современном обществе, которое в принципе построено на неотвратимости наказания. Таким образом, применяя наказание к ребенку, мы также подготавливаем его и к взрослой жизни в обществе. Не случайно же одна из функций права, как и уголовно-исполнительной системы – воспитательная.
Я искренне ратую за третий закон Ньютона: «на каждое действие есть противодействие, равное ему по силе», вот только применять его надо не только в физике, а гораздо шире. Поэтому наказание – это способ приучать человека отвечать за свои поступки, слова, действия, чего порой так не хватает в современном мире.