Лидия Максимова
Консультация «Воспитание ответственности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания ответственности у старших дошкольников остаётся актуальной на сегодняшний день, потому что ответственность всегда была одним из важнейших качеств человека, условием его жизнедеятельности в социальной среде.
Воспитание ответственности – это целенаправленный, системный процесс, учитывающий особенности возрастной группы. По мнению Марьенко И. С., составляющими компонентами ответственности выступает целый ряд свойств и умений. Среди них справедливость, принципиальность, честность, готовность отвечать за последствия своих поступков. Ответственность не может проявляться полно, если не развита эмоциональность, чуткость по отношению к другим людям, способность к сопереживанию. Также ответственность включает исполнение обязанности, усердие, настойчивость, выдержку, стойкость. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и восприятии, чувствах, осознании, мировоззрении, разных формах поведения личности.
Публикация «Консультация „Воспитание ответственности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Рассмотрим особенности проявления этого качества у детей старшего дошкольного возраста. Среди показателей ответственности в этой возрастной группе К. А. Климова выделяет следующие: осознание ребенком важности и необходимости выполнения каких-либо поручений, которые имеют значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к своему делу, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других); осознание необходимости держать ответственность за выполнение порученного дела.
Ответственность, как устойчивая характеристика субъекта, стабильная черта личности в старшем дошкольном возрасте находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд, какая деятельность в настоящий момент является главной, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности старшего дошкольника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности].
Выполняя традиционные письменные упражнения или задания, дети учатся трудолюбию, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, работать по заданному алгоритму или выполнять указанные правила, что также воспитывает произвольность действий, дисциплину.
Трудовые поручения способствуют воспитанию ответственности в старшем дошкольном возрасте. Дошкольник проявляет интерес к процессу труда: ему хочется самому выполнять какую-либо работу, без посторонней помощи. Ребёнку очень хочется показать, что он сам может выполнить что-то и надеется на положительный результат. Тем не менее, воспитанник не всегда действует согласно примеру, зачастую он отвлекается в силу не сформированности волевой регуляции в этом возрасте. Ребёнок начинает выдумывать что-то своё, у него не всегда всё получается в конкретной ситуации. Если воспитанник берёт на себя какое-либо трудовое поручение, у него будет развиваться ответственность за его выполнение.
В старшем дошкольном возрасте ответственность воспитывается в игровой деятельности. Это качество формируется и проявляется в игре в ролевых действиях, умении принимать самому какие-либо решения и осуществлять контроль над игровыми действиями и поступками. Например, игра «Рыбаки». Дети получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди дети вылавливают рыбок, на которых написаны какие-либо ситуации (как бы ты поступил, если бы твоему другу поручили уборку игрушек, а он заболел и не пришёл в сад). После удачного улова нужно самостоятельно выполнить полученное задание, найти пути решения данной ситуации.
Ответственные воспитанники учатся, выполняя поручения. Но ведущим средством воспитания ответственности является подготовка к учебной деятельности. В учебной деятельности ответственность старшего дошкольника проявляется с учтом «парадного облика» ответственного человека, как обучающегося, который выполняет все поручения воспитателя как надо.
Таким образом, ответственность – одно из главных качеств личности, которое в старшем дошкольном возрасте имеет все предпосылки для его воспитания, чему способствует организация игровой, учебной деятельности и трудовые поручения.