Папки-передвижки

Консультация «Воспитание ответственности у старших дошкольников»

Лидия Максимова
Консультация «Воспитание ответственности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания ответственности у старших дошкольников остаётся актуальной на сегодняшний день, потому что ответственность всегда была одним из важнейших качеств человека, условием его жизнедеятельности в социальной среде.

Воспитание ответственности – это целенаправленный, системный процесс, учитывающий особенности возрастной группы. По мнению Марьенко И. С., составляющими компонентами ответственности выступает целый ряд свойств и умений. Среди них справедливость, принципиальность, честность, готовность отвечать за последствия своих поступков. Ответственность не может проявляться полно, если не развита эмоциональность, чуткость по отношению к другим людям, способность к сопереживанию. Также ответственность включает исполнение обязанности, усердие, настойчивость, выдержку, стойкость. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и восприятии, чувствах, осознании, мировоззрении, разных формах поведения личности.

Публикация «Консультация „Воспитание ответственности у старших дошкольников“» размещена в разделах

Рассмотрим особенности проявления этого качества у детей старшего дошкольного возраста. Среди показателей ответственности в этой возрастной группе К. А. Климова выделяет следующие: осознание ребенком важности и необходимости выполнения каких-либо поручений, которые имеют значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к своему делу, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других); осознание необходимости держать ответственность за выполнение порученного дела.

Ответственность, как устойчивая характеристика субъекта, стабильная черта личности в старшем дошкольном возрасте находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд, какая деятельность в настоящий момент является главной, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности старшего дошкольника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности].

Выполняя традиционные письменные упражнения или задания, дети учатся трудолюбию, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, работать по заданному алгоритму или выполнять указанные правила, что также воспитывает произвольность действий, дисциплину.

Трудовые поручения способствуют воспитанию ответственности в старшем дошкольном возрасте. Дошкольник проявляет интерес к процессу труда: ему хочется самому выполнять какую-либо работу, без посторонней помощи. Ребёнку очень хочется показать, что он сам может выполнить что-то и надеется на положительный результат. Тем не менее, воспитанник не всегда действует согласно примеру, зачастую он отвлекается в силу не сформированности волевой регуляции в этом возрасте. Ребёнок начинает выдумывать что-то своё, у него не всегда всё получается в конкретной ситуации. Если воспитанник берёт на себя какое-либо трудовое поручение, у него будет развиваться ответственность за его выполнение.

В старшем дошкольном возрасте ответственность воспитывается в игровой деятельности. Это качество формируется и проявляется в игре в ролевых действиях, умении принимать самому какие-либо решения и осуществлять контроль над игровыми действиями и поступками. Например, игра «Рыбаки». Дети получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди дети вылавливают рыбок, на которых написаны какие-либо ситуации (как бы ты поступил, если бы твоему другу поручили уборку игрушек, а он заболел и не пришёл в сад). После удачного улова нужно самостоятельно выполнить полученное задание, найти пути решения данной ситуации.

Ответственные воспитанники учатся, выполняя поручения. Но ведущим средством воспитания ответственности является подготовка к учебной деятельности. В учебной деятельности ответственность старшего дошкольника проявляется с учтом «парадного облика» ответственного человека, как обучающегося, который выполняет все поручения воспитателя как надо.

Таким образом, ответственность – одно из главных качеств личности, которое в старшем дошкольном возрасте имеет все предпосылки для его воспитания, чему способствует организация игровой, учебной деятельности и трудовые поручения.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Патриотическое воспитание старших дошкольников» Воспитатель: Павлова Мария Тихоновна д/с «Ромашка» МБОУ ЗСОШ п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия). В современных.

Консультация «Воспитание ответственности у детей» «Воспитание ответственности у детей» Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих.

Физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями слуха ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23» ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ.

Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших.

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у дошкольников» Чувство ответственности - характеристика зрелой личности, но закладываться оно уже в детские годы. Ребенок постепенно овладевает нормами.

Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей.

«Ценности семьи». Нравственное воспитание старших дошкольников В соответствии с требованиями ФГОС ДО решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется на основе приобщения к.

Воспитание социальной ответственности школьника в семье как фактора принятия роли гражданина и помощника родителям ТЕМА «Воспитание социальной ответственности школьника в семье как фактора принятия роли гражданина и помощника родителям» Цель: Повышение.

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком,.

Консультация «Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен. Сущность и особенности» (На примере музыкального воспитания) Воспитание детей дошкольников в современных условиях регламентируется рядом важных документов. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание ответственности у старших дошкольников»
Опубликовано: 21 октября 2019 в 09:00
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание ответственности у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД