Надежда Лягаева
Консультация для педагогов «Формирование ответственности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
«Формирование ответственности у старших дошкольников»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Лягаева,Н. В.
г. Магнитогорск 2019 г.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование ответственности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство- это особенное время развития. Суть в том. Что в этот период у ребёнка возникает внутренняя психическая жизнь, внутренняя регуляция поведения; он начинает сам определять собственную деятельность, осознавать свои возможности. У него появляются индивидуальные особенности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. И если он ответственен, то должен выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других.
В различных видах деятельности старший дошкольник сначала при помощи взрослых, а потом и самостоятельно устанавливает, и осознаёт связь между реальным результатом и своим вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт ответственности за последствия своего поведения.
Возникновение произвольного поведения – важнейшее новообразование в период старшего возраста : поведение опосредуется нормами и правилами, впервые создаётся предварительный образ своего поведения, выступающего в качестве регулятора. В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что он умеет, а что нет. Знает своё место в системе отношений с другими людьми, осознаёт не только действия, но и внутренние переживания, открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть самопознания. Поэтому и есть возможность сформировать у него чувство ответственности. Особенно успешно это происходит в условиях учебно- воспитательного процесса.
Прочность, устойчивость ответственности как качества личности будут зависеть от того механизма, какой был положен в основу педагогического воздействия. Всё это должно базироваться на механизме нравственного воспитания. Методика реализации этих форм работы предполагает :
1. Обучение воспитателей способам формирования у детей чувства ответственности.
2. Поэтапное формирование у старших дошкольников чувства ответственности в различных видах деятельности: игровой, учебной, познавательно речевой.
На первом этапе дети выполняют прямые указания. Проводим комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдений, игр с правилами. Игры см правилами дают возможность решать самые разные задачи, направленные на такие виды развития
способности познавать себя и других. Это такие примы и игры «Ласковые дети», «Назови себя», «Подарок другу» и др.
Эмоциональная осведомлё нность: «Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»
Невербальные средства общения: «Угадай кто я», «Зоопарк», «Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».
Вербальные средства общения: «Подари цветок», «Молчанка»
Умение вести разговор в различных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть».
Занятия по ознакомлению с художественной литературой: стихи, сказки, рассказы так же формируют различные нравственные качества, в том числе и ответственность. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и перечень литературы, рекомендованную программами нового поколения, на занятиях предлагаю послушать литературные произведения, а затем разыграть ситуацию.
Не менее эффективны для формирования ответственности, как нравственные качества личности – это беседы. Уже два- три вопроса взрослого позволяют понять, о чём дети думают, что знают, каков их личный опыт.
Совсем иной характер носят эстетические беседы «Будь всегда вежлив», «Что такое хорошо и что такое плохо». На примере героев у детей закрепляются в сравнении с отрицательными качествами персонажей (жестокость, злость, лень); представления о доброте, скромности, смелости, об умении прийти на помощь.
На втором этапе происходит становление практических навыков, проявление ответственного поведения. Основные направления работы на данном этапе – проблемные ситуации с последующим анализом, который должен произвести ребёнок; комплекс занятий, комплекс сюжетно – дидактических игр, а так же методы педагогического стимулирования.
Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие. Поэтому проблемные ситуации – это эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности – игровой, трудовой, и учебной.
Что бы выяснить какие нравственные ценности значимы для старших дошкольников, на что они ориентируются предлагаю провести задание «Неоконченные рассказы». Первая группа рассказов –это произведения В. Дмитриевой «Малыш и Жучка», А. Гайдара «Чук и Гек», Л. Толстого «Косточка», Н. Носова «Карасик», «Огурцы» и др. Они акцентируют внимание детей на чувствах героев. Что бы понять, сопереживают ли им ребёнок, он должен описать их переживания, а затем спрогнозировать последующие действия.
Вторая группа рассказов (их создаёт сам педагог, беря за основу ситуации из жизни группы, носит провоцирующий характер, побуждающий ребёнка к выбору. Ведь герои рассказов их сверстники, признаваемые и отвергаемые.
Таким образом, поставленную задачу – сформировать ответственность у детей в процессе нравственного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения можно решить посредством комплекса мероприятий. Их основная цель:
1. Развивать представление о содержательной и социальной значимости норм принятых в обществе.
2. Выработать личное отношение к нормам принятым обществом.
3. Развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение, формировать самооценку ответственности.
Решать эти задачи возможно посредством тем, близких и понятных детям. Например «Семья», «Профессия». Анализируя отношение представителей разных профессий к выполняемой работе. Дети должны понять, что такое долг, обязанность, ответственность.