Ксения Пьянзина
Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Публикация «Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны.
Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки.
В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [Флерина Е. А. Игра и игрушка. -М. ,1964,- 27с]
Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек и наших детей, казалось бы, невозможно чем - либо удивить. Но объектом пристального внимания детей все чаще становится матрешка-русская народная игрушка : яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира.
Матрёшка - это символ многодетной семьи, добра, красоты, любви. Когда мы берём в руки матрёшку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку.
Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности. Но прежде чем приобщать детей к народному искусству, надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленными нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу.
Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины.
В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушкой, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки; народными мастерами и центрами, где ее изготавливают; разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным.
Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку – Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом в воспитание патриотизма дошкольников. Е. Флерина, считает, что «… народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Используемая литература:
1. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности : Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.
2. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.
4. Флерина Е. А., «Игра игрушка» -М. ,1964 г.