Бутенко Валентина
Физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа-интернат № 23»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ СЛУХА
Выступление на МО
Воспитатель Бутенко В. И.
Белгород, 2019
Публикация «Физическое воспитание старших дошкольников с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей, их познавательной активности, уверенности в себе.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.
Таким образом, актуальность данной темы определяется важной ролью физического воспитания детей - ведь успех последующей коррекционной работы с ребенком во многом может зависеть именно от состояния его двигательной, моторной стороны развития.
Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте. К этому возрасту дети часто не овладевают двигательным опытом в полной мере: не умеют прыгать, лазать, бегать. Движения таких детей недостаточно координированы, скованны и замедленны, у них отмечаются нарушения ориентации в пространстве и боязнь высоты. Многим детям присущи нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отражается на становлении ведущего вида деятельности. Из-за нарушения слухового контроля самого себя, при движении ребенок производит излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений.
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.
Решение оздоровительных задач — укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем регламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем, четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки, свободные игры детей (около 1,5 часа, занятия. Учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число занятий и значительные статические нагрузки, особое значение приобретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физминуток, фонетической ритмики и др.
Образовательные задачи для детей пяти— семи лет: формирование правильных двигательных навыков всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье); развитие двигательных качеств (скоростных, скоростно-силовых, координации, равновесия); формирование знаний о способах выполнения движений, правилах подвижных игр.
Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями.
Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве.
Для детей пяти— семи лет коррекционными задачами являются: формирование правильной осанки, преодоление боязни высоты, развитие быстроты реакции на звуковые сигналы, совершенствование ориентировки в пространстве и во времени, формирование ритмичности движений, согласованности действий рук и ног.
Большое значение имеют и воспитательные задачи для детей пяти — семи лет: воспитание привычки к ежедневным занятиям физкультурой; развитие умения самостоятельно выполнять упражнения в детском саду и дома; воспитание интереса к занятиям спортивными упражнениями и играми, нравственно-волевых качеств (умение заниматься в коллективе, оказывать взаимопомощь, проявлять смелость, выдержку в играх, упражнениях, организаторских умений (умение организовать собственную двигательную деятельность, игры и соревнования в группе детей и т. п.).
На протяжении всех лет обучения дошкольников с нарушенным слухом необходимо упражнять в быстром выполнении отдельных движений, проводить с ними игры, в которых требуется быстрая двигательная реакция; предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в непривычных, более сложных условиях; использовать упражнения, расширяющие возможности пространственной ориентировки детей.
Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возраста детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках, устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий. На занятиях физической культуры используются и речевые средства. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения.
Глухие учащиеся владеют специфическими средствами общения — жестомимической и дактильной формами речи. Для успешного овладения учебным материалом по физической культуре следует придавать значительное внимание освещению. Преподаватель всегда должен занимать положение лицом к ученикам.
Немаловажным является и расстояние от учащихся до учителя. Это приобретает особое, решающее значение при считывании речевого материала с губ. Расстояние между говорящим и считывающим должно быть не менее 1—2 м. Удобнее всего, когда глаза читающего с губ находятся приблизительно на уровне рта говорящего, но можно сообщать учащимся речевой материал в чтении с губ и в других положениях. Передвигаясь по спортивной площадке или залу, следует выбирать место, отвечающее этим требованиям.
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются : утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.
Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр.
Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе занятия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.
В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз, отработкой ритмико-интонационной стороны речи.
Музыкальные занятия — также одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх.
Занятия по физической культуре проводятся в разных возрастных группах несколько раз в неделю. Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят общеразвивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.
Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.
В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. На разных этапах обучения используются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.
Показ как метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми.
В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движения вместе с ребенком, например, удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении упражнений на равновесие.
Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивании и др.
По мере усвоения детьми движений, которые демонстрировались первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции.
Музыкальный руководитель участвует в организации работы на физкультурном занятии, оказывая помощь при индивидуальном выполнении движений детьми.
В содержание физического воспитания входят праздники и вечера отдыха (спортивные досуги, на которых дети проявляют свои двигательные умения и навыки, достигнутые в процессе работы по развитию движений на физкультурных и музыкальных занятиях.
Таким образом, мы можем увидеть, что физическое воспитание – очень важная часть коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, потому что такие дети могут иметь значительные нарушения в развитии двигательной сферы. Эти нарушения затрудняют дальнейшее развитие детей в целом. Так как мы имеем дел с дошкольниками, которые обладают ограничениями в плане выносливости, координации, а так же имеют нарушения слуха, то нужно с особой тщательностью подходить к планированию занятий. Основными формами работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, являются: утренняя гимнастика, музыкальные занятия, подвижные игры, физминутки, свободная деятельность и занятия по физической культуре.
Список литературы:
1. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и
слабослышащих
2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
3. Дошкольное воспитание аномальных детей : Кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. ; Под ред. Л. П. Носковой. - М. :Просвещение, 1993. - 224 с.