Альмира Минченко
«Ценности семьи». Нравственное воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется на основе приобщения к социокультурным ценностям, являющегося сложным по своему характеру и длительным по времени процессом. Эффективность педагогического процесса, направленного на социальное воспитание в культурологической модели образования предполагает «активное включение дошкольников в постижение ценностей социальной культуры… умение быть способным не только познавать, но и творить культуру».
Публикация «„Ценности семьи“, Нравственное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
Для чего рекомендуется использовать разнообразные средства воздействия на внутренний мир ребенка, в частности отдавая приоритет тем, которые затрагивают эмоциональные струны дошкольника и приобщают к социальной культуре, обеспечивая становление различных сфер личности ребенка: формируя мотивы, потребности, интересы, направленность, отношения, творческую траекторию развития, самооценку и другие качества. Что предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, познавательной, изобразительной и т. д.) на основе умения использовать знания основ социального взаимодействия, понимании мыслей, чувств, намерений других людей в ситуации межличностного диалога;
-наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, имеющих ограниченные возможности здоровья, на основе способности распознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и свои собственные;
-развитие социально-коммуникативных способностей детей, позволяющих регулировать свое поведение в соответствии с нормами социальной культуры, разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, формировать положительные способы сотрудничества в целях конструктивного взаимодействия в группе сверстников.
Вышесказанное означает, что успешное решение данной проблемы может реализовываться через становление определенной системы социокультурных ценностей у ребенка, которые будут обусловливать содержание и структуру системы отношений человека к окружающему миру и тем самым закладывают особенности его целенаправленного поведения.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет реализуется программа «Дорогами добра» под редакцией Коломийченко Л. В., Чугаевой Г. И., Юговой Л. И., направленная на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития дошкольников, заявленных во ФГОС ДО.
Наличие разделов и блоков программы способствует системному и целенаправленному приобщению воспитанников к социокультурным ценностям в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной, музыкальной и двигательной.
Реализация разделов программы осуществляется через блоки, содержание которых раскрывается в актуальных темах, что обеспечивает приобщение воспитанников к миру культуры и общечеловеческим ценностям, на основе формирования таких фундаментальных ценностей, как семья, добро, мир, отечество, истина, совесть, труд.
Например, раскрывая содержание блока «Моя семья», мы объясняем детям, что дом и семья это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным и любимым. Где происходит единство близких людей посредством ответственности, заботливости, чуткости, сострадания, послушания. В семье все любят друг друга, помогают, поддерживают и заботятся друг о друге. Любовь родителей к своим детям проявляется в заботе, а любовь детей к родителям - во внимании, послушании по отношению к старшим. Не следует огорчать взрослых, нужно прислушиваться к их советам, предлагать свою помощь, не капризничать. Взрослые в семье делают все возможное, чтобы дети выросли хорошими людьми. Важно слушаться и доверять родителям, потому что они заботятся о благополучии детей и не разрешают делать то, что может привести к беде. В крепкой и дружной семье люди берегут себя друг друга, ведут себя так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Семья-это самое дорогое, родное и близкое в жизни человека. Без семьи человек чувствует себя одиноким, как отломанная ветка, которую никто не поддерживает. Человек, который любит свою семью, бережет честь рода, заботиться о родственниках, никогда не будет одиноким.