Надежда Тригубчак
Воспитание основ толерантности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тригубчак Надежда Николаевна
Воспитатель МБДОУ №17г. Салавата.
Воспитание основ толерантности у дошкольников.
Главная задача каждого дошкольного учреждения – обеспечить оптимальные условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, защитить права на любом этапе развития и сформировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщить к общечеловеческим ценностям.
Публикация «Воспитание основ толерантности у дошкольников» размещена в разделах
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому так важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, воспитывать готовность принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы его выпускники кроме основного багажа знаний, умений и навыков вынесли из стен ДОУ и толерантность в качестве основы своей жизненной позиции.
В исследованиях зарубежных отечественных психологов понятие «толерантность» рассматривается как синоним «терпимости», иногда терпимость определяется как часть толерантности. Терпимость как синоним толерантности представляется важной личностной характеристикой человека демократического общества – доброжелательного, с чувством ответственности и юмора, обладающего позитивной «Я – концепцией», «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995году генеральной конференцией ЮНЕСКО.
Башкортостан – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур. Объективное отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт на национальной почве. Вместе с тем отмечаются и проявления другого отношения: осмеяние, передразнивания и так далее. В их основе лежат : детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними, бестактность.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения. Необходимо знакомить старших дошкольников с их основными правами, формировать внутреннюю и внешнюю правовую культуру, толерантное поведение, чтобы главные нравственные качества «справедливость, уважение, сострадание. Доброжелательность, чувство собственного достоинства» стали неотъемлемой частью их жизни. Также важной составляющей воспитания толерантности у дошкольников является знакомство с языками и культурой других народов. Формирование толерантности может осуществляться как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности педагогов и детей.
Систематическое знакомство дошкольников в детском саду с демократическими и нравственными ценностями и правами человека обеспечивает базу их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.