Ирина Гутенева
Проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста «Доброта спасет мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность.
Что это такое?-
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это всё земное.
То, на чём стоит планета вся».
Авторы: Гутенева И. А. - воспитатель
Кремнева Н. Н. – воспитатель
Цель проекта : Формирование основ толерантности у дошкольника. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ толерантности.
Публикация «Проект по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста „Доброта спасет мир“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Задачи:
1. Пополнение материальной и методической базы группы по теме проекта;
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста; оснащение предметно развивающей среды в группе, отвечающей принципам культурно- сообразности,индивидуальности.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;формировать у детей умение видеть и понимать другого человека ; проявлять сопереживание, сочуствие к людям.
4 Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию; повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
5 Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Для детей Для педагогов Для родителей
Воспитательные:
-Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, людям с ограниченными возможностями;
-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций;
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;
Обучающие:
Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек». -Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»;
-Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста.
- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. -Выявить уровень толерантности родителей
-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:
-Подготовка совместно с детьми фото проектов.
-Участие в совместных мероприятиях
-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта : ноябрь 2018 года – май 2019 года.
Тип проекта : долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
• Методический материал;
• Компьютер; магнитофон;
• Проектор для презентации
Планируемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
3. В методическом кабинете будет создан раздел «Мы разные, но мы вместе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.
Реализация проекта в образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:
- работа с детьми,
- работа с семьей воспитанников,
- работа родителей с детьми.
I этап: Подготовительный
1. Разработать план работы по формированию толерантности на 2018-2019 учебный год
2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
3. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира; поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме «Страны мира», «Национальные костюмы», «Наша Родина».
4. Составить список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения; подбор загадок, пословиц о дружбе, помощи, доброте; подбор энциклопедической литературы географического направления, детские журналы, атласы,глобусы.
5. Разработать собрание для родителей. Анкетирование родителей «Что такое доброта».
6. Подобрать презентации для детей на тему «Что такое толерантность». Мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением «Цветик-семицветик», «Федорино горе».
7. Сформировать картотеку игр и упражнений «Уроки добра», «Уроки общения»
2 этап:Реализация проекта
Дата Темы Мероприятия
В течение года
Сентябрь Оснащение и обогащение
предметно – развивающей среды в группе.
Организация информационного пространства среди родителей.
Чтение художественных произведений. (см. приложение). Подбор картин и иллюстраций по теме проекта.
Создание картотеки подвижных игр народов мира;
Создание альбома об обычаях и традициях народов России
Куклы в национальных костюмах. Беседы с детьми: - о дружбе; -мои друзья. Коллективная работа «С добрым утром»
Обсуждение проблемных ситуаций: «Мы не будем ссориться»
Октябрь Анкетирование родителей на тему «О способах воспитания» Консультация для родителей-
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Разучивание песен, пословиц, поговорок о дружбе и добре.
Создание коллажа «Яблони добра». Изготовление открыток, сувениров для бабушек и дедушек.
Чтение произведений Б. Заходера. «Серая звёздочка».
Ноябрь
«Игры народов мира»-знакомство с играми народов Кавказа. Памятка для родителей: «Основы толерантного отношения в семье».
Развлечение для детей «Мы разные, но мы вместе»
Разучивание стихотворений о дружбе.
Раскрашивание рисунков-раскрасок людей в
национальных костюмах.
Из рисунков сделать стенгазету «Планета толерантности».
Памятка о основных чертах толерантности.
Изготовление сувенира для мамы «Подарю тебе ладошку». (из солёного теста). Подвижные игры на прогулке. Игровое упражнение «Угадай кто это»; Игры: «Настроение», «Добрые слова»
Занятие «Разноцветные люди» (книга «Мы живем в России» подг. гр. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова стр. 21)
-Беседы: «Толерантность. Что это такое?».
-Беседа: «Мы разные, но мы дружим».
-Беседа «Зачем придумали вежливые слова».
-Беседа «Мой лучший друг».
О чем говорит пословица «Человек без друзей, что дерево без корней»
-Беседа «Мой самый близкий и родной человек» (мама).
Развлечение с детьми и мамами «Спасибо скажем маме».
Декабрь «Новогодние обычаи стран и народов мира»
Сюжетные игры.
Творческие рассказы по теме «А как поступил бы ты». Тест для родителей : «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка». Настольные и напольные игры «Скучно, скучно так сидеть»; «Подари движение»; «Доскажи словечко».
Мультимедиа-презентации по теме «Как отмечают новый год в разных странах» Разговор по душам «Взаимоотношения между детьми». Игра «Что чувствует твой друг»
Январь
«Русские народные праздники и традиции»
Развлечение: «Зимние святки»
Рассматривание альбомов;
Неделя зимних игр и забав;
Чтение русских народных сказок о дружбе и добре.
Игра «Снежная королева» «Сочиняем историю». Игра «Почта»
Чтение русских народных сказок о дружбе и добре.
Стенгазета «Твори добро». Беседа «Умей извиняться».
Февраль
«Наши защитники»
творческие игры
сюжетные игры;
разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
музыкально-спортивное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества: «Русский богатырь –защитник Родины». Беседы:-«Почему любят честных и смелых». -«По маршруту добрых дел и поступков»
Сюжетные игры;
Разучивание стихотворений о дружбе и добре.
Мини-проекты о своей семье «Как мой папа служил в Армии»
Выставка «Я горжусь своим отцом».
Музыкальное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества: «Нашей Армии- салют!»
Март «Семейные династии»
«Права детей»
Консультация «Как воспитать в ребенке доброту». Изготовление открыток для мам и бабушек к празднику.
Чтение произведения Оскара Уайльда «Звёздный мальчик». • Творческие рассказы детей об обычаях в семье;
• Создание папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей. Игра «Цветок красивых слов». Беседа «Я гражданин России». Занятие «День прав человека».
• Беседа о прочитанном произведении. (см. приложение).
Апрель Рассматривание альбома «Мы жители планеты- Земля» Разговор о празднике «День Земли»
Знакомство с традициями и народными костюмами жителей Кавказа.
Чтение произведений Б. Заходера. «Серая звёздочка».
Занятие по теме: «Земля наш общий дом». Беседа «Мы дети разных национальностей».
Стенгазета «День Земли». Стенгазета «День космонавтики». Игра «Поляна доброты». Игра «Похвали соседа».
Беседа по содержанию сказки.
Май «День Победы»
Консультация для родителей: «Толерантность – путь к миру» Разучивание стихов и песен о мире и дружбе.
Презентация в форме развлечения «Свою нацию люблю всем о ней я расскажу». • Беседы об участии в ВОВ людей разных национальностей;
• Музыкальное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы;
• Конкурс чтецов стихов о войне;
• Рассказы-презентации о своих прадедушках и прабабушках - свидетелях войны.
Список литературы
Для чтения детям Чтение произведений о дружбе и добре. Сказки
Десять сказок о добре.
«Снежок находит друзей».
«Сказка о том как котёнок Кузька нашёл друга».
«Сказка о том как друзья зайчонку Стёпе помогали».
«Сказка про маленькую, но храбрую лодочку».
«Дракончик который любил мороженое».
«Сказка про маленький паровозик».
«Сказка про мудрый дуб».
Сказка «Два жадных медвежонка».
Сказка «Три поросенка». Сказка «Гадкий утенок»Г. Х. Андерсона Катаев В. П. «Цветик-семицветик».
Б. Заходер «Серая звёздочка».
Оскард Уайльд «Мальчик звезда».
Совместное проведение мероприятия по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители)
Основные формы работы :
1. Работа с детьми.
Важным условием для успешности реализации проекта является исходные функции показателей толерантного развития у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов и приемов, использования национального регионального компонента. В связи этим при формировании навыков успешного социального восприятия применять следующие виды деятельности: 1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно– ролевые игры, театральную, творческую
деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
2. Чтение художественной литературы из серии “Развитие безусловного принятия себя и другого человека”.
3. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
4. Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
5. Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6. Изобразительная и творческая деятельность – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
7. Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
• Беседа на моральные темы
• Чтение и последующий анализ художественных произведений
• Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
• Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
• Слушание и пение детских песен
• Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
• Рисование на заданную тему
• Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающие различные черты характера.
• Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.
• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
2. С родителями детей.
Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
1. Проведение родительского собрания с участием детей «Толерантность-путь к миру»;
2. Круглый стол.
3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру, папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей»;
4. Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
3. Работа родителей с детьми
1. Совместно с детьми изготовить атрибуты национальных костюмов.
2. Подготовка презентации о своих семьях.
3. Конкурс совместных рисунков.
III этап: Заключительный
1. Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста
2. Презентация проекта родителям и коллегам.
В результате реализации проекта будет :
1. Пополнена групповая библиотека современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся карточки подвижных игр разных народов, сценарии развлечений, праздников, мастер-классов с родителями.
2. В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3. Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
4. У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Теоретическая и практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, разработаны конспекты занятий игры-тренинга с родителями, подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирован подбор игр народов мира. Работа с детьми проводится поэтапно.
Данный проект не только развивает интерес у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности :
1. Терпимость к чужим мнениям.
2. Сотрудничество.
3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
4. Дружелюбие.
5. Чуткость и заботу.
6. Доверие.
7. Доброжелательность.
8. Умение владеть собой и не осуждать других.
9. Гуманизм.
10. Любознательность. .
11. Чувство юмора.
12. Умение слушать собеседника
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
«Доброта –это то, что может услышать
глухой и увидеть слепой»
Марк Твен.
Список используемой литературы
1. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е. Н. // Москва. Творческий центр. 2005г.
2. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности : Научно-публицистический вестник. - М. : МГУ, 2001.
4. Закон «Об образовании» 2013 г.
5. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб. пособие для вузов. // М. : Академ. проект, 2004.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
7. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
8. Панфилова М. А. Игротерапия общения // Москва, 2001 г.
9. Строгонова Л. В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
10. Эльконин Б. Д. Психология развития // учебное пособие для студентов
11. Интернет – ресурсы.
12. Хрестоматии для детей.