Некрасова Наталья
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
… Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучше жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.
М. Горький
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Все изменения и преобразования, происходящие в настоящее время в обществе, очень сильно изменили социальную культуру уровней жизни населения, что сказалось на особенностях формирования будущих членов общества. Проблема закрепления и воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста на данный момент очень важна. Возникает опасность моральной деградации из-за появившегося ценностного вакуума, бездуховность, отчуждение детей от культуры как способа сохранения и наследования ценностей.
Воспитание нравственных качеств – это процесс, формирующий целостную личность ребёнка. Старший дошкольный возраст является крайне важным этапом в процессе усвоения рычагов нравственного поведения, в котором закладывается детская личность, совесть, правила поведения, что является крайне важным для социализации детей. В этом очень помогает педагогам использование одного из самых мощных средств – сказки. Они появляются в жизни ребёнка в самом раннем возрасте, сопровождает его и ведёт по всему пути. Сказка – это противопоставление добра и зла, выразительный язык, фантастические образы и яркие композиции. Всё это делает повествование сказки особенно интересной и волнующей для детей, тем самым являясь инструментом для нравственного воспитания личности. Попадая во власть вымысла, ребёнку становится интересным всё, о чём ведёт речь сказочник : звери в сказках говорят, осуждают, хитрят, враждуют, дружат. В сказках всегда повествуется о чём-то невероятном, невозможном в реальной жизни, но вместе с ним фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», то есть в вымысле есть и правда. Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводится похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны. Сказочники потому и говорят о зверях, чтоб нагляднее передать, прежде всего, человеческий смысл фантастической истории. Действия зверей откровенно обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный приём. Ломоносов писал, что, благодаря фантастическому вымыслу, «обыкновенная и натуральная идея», то есть жизненная правда, выражается «сильнее», чем, если бы повествование велось без вымысла.
Дошкольный период – маленький отрезок в жизни человека, но за это время дети приобретают значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Поэтому важно помнить, что главным является атмосфера, в которой живёт ребёнок. В условиях перехода на новые ФГОС для дошкольных учреждений для воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста : ставятся следующие задачи:
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к культурному наследию народа России;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- воспитание уважительного отношения к труду;
- воспитание коллективных взаимоотношений;
- формирование бережного отношения к людям и природе.
Все эти задачи на начальных этапах воспитания детей мы можем решить посредствам сказок. Сказки помогают сформировать чётко разграниченные мужские и женские черты характера, Гендерный подход сказок сразу устанавливает границы межполовыми отношениями.
Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в их выдумке. История волка и лисы, кота и лисы, петушка, козы-дерезы, журавля и цапли, вороны и рака, лягушки, мышки, козла, соловья и десятка других зверей, птиц, с которыми случаются удивительные приключения, – всё это истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьёзного смысла.
Выросла репка такая большая, что дед один не смог вытянуть её. Позвал он на помощь бабку – опять никак не вытянуть. Позвали внучку, потом собачку, затем кошку, но всё никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули – вытянули. Конечно, всё это одна забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только силы мышки, чтобы вытянуть репку. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что её-то и не хватает, чтобы добиться результата.
Катится по дороге задорный колобок: всюду ему удача – от дедушки, от бабушки ушёл, ни съели. Ушёл колобок от зайца, от волка, от самого медведя – и так уверился в своей удачливости, что дерзнул сесть лисе на нос. Она его – гам! – и съела. Вот что случилось с неосторожным колобком: он совсем забыл, что замешен на сметане и изжарен в масле, что всем лаком.
Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотёпы, лентяи, воры, невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех.
В каждом слове и обороте нам не трудно ощутить особую манеру рассказывания. Заметно устойчивая привычка сказочника ясно и твёрдо определять своё отношение ко всему, о чём заходит речь. Авторы рассказывают так, как будто сами были свидетелями событий. Живая картинность волшебных сказок захватывает воображение ребёнка. Дети уносятся воображением в подземные царства, в поднебесную высь, говорят с солнцем, попадают в дремучие леса, видят, как гибнет Кощей, как Жар-птица клюёт царские яблоки, серый волк везёт на себе Ивана-царевича, лесной владыка Мороз одаривает терпеливую и трудолюбивую девушку подарками. При всём этом авторы учат различать правду и ложь, выдумку и реальность. Сказки внушают дух уверенности, бодрости, радостное приятие жизненной борьбы за справедливость. И в этом их социальная ценность. Волшебные сказки тем успешнее достигают этой цели, тем, что радуют разум, как радуют глаз затейливый рисунок.
У детей сильно развит процесс идентификации, ребёнок всё время накладывает на себя действия, образы, ценности, персонажей. Читая сказку, ребёнок сравнивает себя с героем, что позволяет ему почувствовать плохое и хорошее, осознать ошибки, или наоборот увидеть правильный выбор. В сказках форма представления этих качеств особая, легко доступная для понимания ребёнка, а нравственный смысл остаётся реальным и взрослым.
Сказки дают детям толчок для развития воображения. Нравственные понятия, ярко изображенные в поведении героев, закрепляются в реальной жизни во взаимоотношениях с окружающими людьми, становятся нравственными нормами, определяющими желание и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, фантастические герои, яркие характеры, выразительный язык, динамика событий, понятные дошкольникам делают произведение особенно увлекательным и интересным для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности детей.