Купцова Анна Леонидовна
Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика и содержание произведений изобразительного искусства, восприятие, понимание и осмысление ребенком ценностей и смыслов произведений художников поднимающие или транслирующие нравственную тематику помогают ребенку выразить свои мысли и чувства возникшие при просмотре, понять переживания главного героя произведения и свои собственные, проявить эмоциональную выразительность на понятные и узнаваемые образы.
Публикация «Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства» размещена в разделах
Благодаря своей наглядной образностью, сюжеты произведений живописи доступны для восприятия и понимания. Смыслы сюжета произведения считываются ребенка без особых усилий. «Воспитание на высоком искусстве», утверждал А. П. Петровский. Через искусство дети постигают нравственные категории. Я. А. Коменский, П. П. Чистяков, И. П. Волков утверждали, что воспитание изобразительным искусством, это формирование у ребенка картины мира через краски и образы, они указывали на искусство как на могущественное средство воспитания : всестороннего, гармоничного развития всех присущих человеку духовных, нравственных и физических сил.
Воспитание нравственных чувств через искусство происходит за счет, формирование представлений о хорошем – нравственном и плохом – безнравственном поступке или каком либо проявлении человека. Глядя на истории, происходящие в картине, дети учатся правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей, ценности и смыслы заложенные художником, сопоставлять содержание картины с его названием.
Изобразительное искусство позволяет научить детей дошкольного возраста выражать внимание, заботу, сочувствие к родным и близким, к окружающим людям, дает примеры нравственных поступков и вызывает у детей желание подражать им. Через понимание и восприятие произведений изобразительного искусства у детей развиваются и воспитываются основные чувственные состояния : чувства уважение и привязанность к родным и близким (нравственные чувства в отношении семьи и близких); чувства восхищения и гордости за доблести героев отечества (нравственное чувство – патриотизм); чувства прекрасного – любование природой и красотой вокруг (нравственные чувства в отношении природы и красоты окружающего мира). Так же, дети учатся проявлять эмоциональную отзывчивость
на художественные образы произведений живописи по нравственной проблематике, эмоционально откликается на чувства и переживания другого. Адекватно выражать нравственные чувства в поведении и общении
с родными и сверстниками, а также по отношению к прекрасному.
Так, например, рассматривая и беседуя по картинам Б. М. Кустодиева, Н. П. Богданова-Бельского, Ю. П. Кугача и т. д. на семейную тематику дети учатся видеть и осознавать семейные ценности, учатся выражать свои чувства к близким (родителям, дедушкам и бабушкам) благодаря зрительным ярким образам таких произведений, у ребенка формируется ценностное отношение к нравственным чувствам по отношению к родным и близким – любовь, радость от общения, сорадывание, сопереживание, ответственности, уважение и привязанность к родным и близким и т. д. Произведения В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, Н. П. Корина,
А. П. Бубнова и т. д. вызывают патриотические чувства у ребенка. Рассматривая и беседуя по картинам на патриотическую тематику, дети начинают понимать значимость подвигов героев Отечества, начинают восхищаться смелостью, стойкостью, бесстрашием русских солдат. У детей развиваются умения видеть, переживать, сопереживать, гордиться, которые напрямую связаны с проявлением чувственного ребенка.
Художники – пейзажисты И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин В. Д. Поленова и т. д. смогли изобразить в своих произведениях красоту русского пейзажа, в простом и обыкновенном окружающем мире природы смогли найти мотивы прекрасного, сумели отразить в своих картинах трогательные черты явлений природы, которые узнаются и чувствуются
в родном пейзаже и действуют на нашу чувства ребенка. Живые и радостные чувства (восхищение, умиление, восторг и т. д.) вызывают картины художников-пейзажистов у детей.
Этапы работы педагога по организации понимания и восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста в направлении нравственного воспитания
Этапы работы
Содержание
Подготовительный
1) Подобрать произведения живописи и обсудить нравственный мотив, ценности и смыслы произведений.
2) Можно дать родителям задание выучить с детьми короткие стихи по данной теме, подобрать пословицы и поговорки по нравственной проблематике выбранных произведений.
Основной
1) Обсуждение характеров героя, манеры говорить, двигаться, а также о нравственных поступках главного героя.
2) Показ детям видеофильма или мультфильма по теме.
3) Оживление картины (придумать возможную речь, двигательные импровизации) отражающие чувственное восприятие произведения.
4) Художественно-игровая деятельность в условиях настольно-дидактической игры или занятие с лепбуком.
5) Обсуждение сюжетов возможных творческих работ, техник и способов выполнения (рисование, лепка, аппликация и т. д.).
6) Изобразительная деятельность.
Заключительный
1) Оформление и представление выставки детских работ.
2) Поощрение, поддержка детей за творческую активность.
3) Поддержание интереса дошкольников к изобразительной деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости на произведение живописи по нравственной тематике через ознакомление детей с дальнейшей работой.
Таким образом, поэтапная работа позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений изобразительного искусства, ребенок всматривается
и вдумывается. Безусловно, эмоционально откликается, стремиться воплотить свои переживаемые чувства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т. д.)
в художественно-творческой деятельности по тематике увиденных произведений, которые возникают в результате эмоционального отклика
на конкретное произведение. Ребенок всегда старается высказаться, предположить, возможно и пофантазировать по определению
им эмоционального содержания произведения.
В данном процессе и происходит воспитание нравственных чувств ребенка, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика. Нахождение личностного смысла
в художественном произведении живописи, соотношение переживания
с конкретным событием увиденным в произведении, является доказательством осознания ценностей и смыслов произведения