ТАТЬЯНА ТРУФАНОВА
Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОУ
Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии, как правило, предназначены для эффективной организации методического взаимодействия между участниками образовательного процесса и этими технологиями для визуализации учебного процесса, раскрытия особенностей учебной дисциплины, усиления интеллектуального и эмоционального потенциала обучающихся, оценки уровня их знаний и продвижения в обучении. Сейчас разработано огромное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным учебным дисциплинам. С каждым годом все больше воспитателей трудятся над их разработкой, в том числе и по изобразительному искусству. Основная цель ЭОР по
Публикация «Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ» размещена в разделах
изобразительному искусству с помощью воспитателя или родителя помочь дошкольникам в процессе обучения на занятиях и в домашних условиях изучить основы рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, приобрести навыки рисования по памяти или по представлению, развить моторику рук и др. Занятия становится ярче, нагляднее, привлекая внимание учащихся. В результате чего у них усиливается мотивация к учению.
На занятиях изобразительного искусства, как ни на каких других результат обучения напрямую зависит от наглядности подачи информации, от ее увлекательности и необычности. Детям всегда интересно открывать для себя что то новое, особенно в ДОУ. Эту познавательную активность детей надо обязательно подкреплять, поддерживать, и в этом состоит задача педагога. Младшие школьники всегда с интересом реагируют на динамичный показ иллюстративного материала, на видео съемки работы художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, аудиозаписи и другие наглядные средства.
В соответствии с возрастными возможностями детей воспитатель мо-жет использовать ЭОР почти по всем темам программы по изоб-разительному искусству за счет появления в сознании обучающихся цепочки главных и сопутствующих ассоциаций и связей и, что не менее важно, эмоциональной удовлетворенности от общения с прекрасным. Ведь с помощью современной проекционной аппаратуры можно передать не только качественное изображение известного произведения живописи мировой художественной культуры, но и разглядеть в нем каждый штрих или живописный нюанс.
С помощью ЭОР можно формировать у детей способности оценивать окружающее предметное пространство по естественным законам красоты, развивать творческое воображение, способность видеть новое в привычном, одухотворять явления жизни и искусства, умение не только встать на позицию другого человека, но и оценить возникшую ситуацию с собственной точки зрения. Все это базируется на таких творческих видах деятельности, как живопись, декоративно-прикладное искусство, ху-дожественное конструирование, соответствующих образу природы ребенка, природе художественного творчества по естественным законам красоты.
Возрастные особенности детей говорят о том, что они любят играть со всем, что их окружает. Мир изобразительного искусства для них тоже игра. Поэтому ведущей формой организации учебной деятельности ребенка этого возраста должна быть направленная сюжетная игра, через которую дети более эмоционально и естественно могут решать учебные задачи. Такой методический подход может опираться на способности детей визуально воспринимать информацию с помощью, например, героя игры. Например, в нашей практике обучения при выполнении заданий по рисунку используется образ волшебного карандаша - Карандулика, который дает советы детям - как рисовать листья, деревья, овощи, фрукты и многое другое простыми и цветными карандашами, фломастерами, тушью и восковыми мелками. Ожившие на экране «Волшебные краски», «Праздник радуги», «Ягоды, овощи, фрукты», «Первый снег», «Удивительные прогулки» и др. помогут детям эмоционально и активно освоить цветовую гармонию живой природы и предметной среды, красоту цвета и тона. Уроки «Точка, линия, штрих», «Упражнения с Карандуликом», «Наши друзья-животные», «Изобразительные материалы», «Простые геометрические формы» и др. в доступной и привлекательной форме содействуют изучению изобразительной грамоты, формообразования, признаков объемной формы во взаимодействии с
пространством, свойствами материалов и др [1, с. 15].
Динамичный и почти «живой» герой, выступающий в роли учителя или его помощника, погружаясь в мир игры, вместе с красавицей Кисточкой знакомит не только со специальными художественными терминами, но и различными приемами изобразительной работы [2, с. 5].
Для создания чувственного и эмоционального самовыражения детей с помощью цветовой гаммы, свойственной определенному времени года (осень, зима, весна, лето, красочные иллюстрации и мультимедийные фрагменты должны иметь ярко выраженную направленность на активизацию личностного отношения к объекту изображения, к окружающему миру природы с одновременным расширением и формированием эстетических и нравственных чувств ребенка. Все это воспитатель в традиционной форме обучения не имеет возможности применить к каждому обучающемуся в группе. Иначе учебный процесс был бы растянут на десятилетия. Или же придется каждому ребенку выдавать персонального воспитателя для реализации таких же свойств занятия, где используется электронный ресурс.
Усиление познавательной активности и творческого воображения
детей может осуществляться за счет использования в ЭОР ярких образов, представленных литературными и художественно-изобразительными произведениями. Народные сказки, потешки, песенки, стихи известных поэтов должны дополнять традиционное тематическое рисование.
Учитывая, что у детей младшего школьного возраста еще небольшой эмоциональный и жизненный опыт в ЭОР все задания должны быть
построены по принципу «от простого к сложному», главное, интуитивно
понятными. Каждый вид деятельности детей должен учитывать ранее при-обретенные знания и умения, а также индивидуальный образовательный вектор. При этом воспитатель может использовать ЭОР по своему
усмотрению. Он может демонстрировать только иллюстративный ряд ресурса, может включить звуковое сопровождение, может дополнить компьютерную версию ресурса видеороликами из Интернета, заранее подобрав
соответствующих изучаемой теме занятия.
Обучение младших школьников изобразительному искусству с
использованием ЭОР позволяет сделать занятие более интересными за счет
демонстрации на экране компьютера последовательности выполнения
практических заданий по различным видам изобразительной деятельности, позволяя собственную интерпретацию задания. Это важно именно для детей, у которых содержание обучения осваивается за счет формирования навыков [3, с. 21].
Обучение основам изобразительного искусства с использованием ЭОР не должно сводиться к узко технической стороне этого вопроса. Визуальное освоение языка художественной выразительности в данном случае должно выступать не как самоцель, а как средство создания у детей художественного образа и передачи эмоционально-творческого отношения к миру и окружающей предметной среде, формируя нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Можно с уверенность утверждать, что ЭОР является универсальным средством обучения изобразительному искусству, поскольку может объ-единить в себе всевозможные способы учебной деятельности. Причем, ЭОР на занятиях изобразительного искусства гармонично дополняет тради-ционные методы обучения на всех его этапах: ознакомление, тренировка, применение и контроль, разумеется, с учетом возрастных возможностей воспитанников. Именно на таких занятиях современные дети по-новому знакомятся с компьютером, который уже воспринимается не как средство, предназначенное для игры, а как средство для обучения. А это влечет за собой проявление интереса к самостоятельной работе, приобщения и личной заинтересованности к прекрасному миру искусства, открывая новые горизонты для фантазии и творчества.
Список литературы
1. Катханова Ю. Ф. Изобразительное искусство для детей. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=14910
2. Катханова Ю. Ф. Изобразительное искусство : рабочая тетрадь. Старшая группа. В 2 ч. / Ю. Ф. Катханова, А. И. Васильев. - М. : Владос, 2014.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в детском саду. - М. : Академия, 2006.