Лилия Аслямова
Воспитание у детей дошкольного возраста безопасного поведения на прогулке посредством реализации образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно- транспортной обстановке. Зачастую виновником дорожно- транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста безопасного поведения на прогулке посредством реализации образовательных областей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим правилам поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, школа и другие образовательные учреждения.
Детский сад первая ступень в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей- правилам дорожного движения.
Задачи:
1). Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2). Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3). Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4). Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
5). Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
6). Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Обучение поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве.
Нельзя воспитать дисциплинированность пешехода, если в детстве не прививать такие качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность.
Часто отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Необходимо практическое закрепление знаний. Эффективная форма- игра- занятие.
Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во 2-ой младшей группе в беседах знакомим детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями, рассматриваем иллюстрации с изображением машин, наблюдаем за транспортом во время прогулок.
Знакомим с сигналами светофора, при этом показываем значение сигналов светофора, затем закрепляем их в играх.
В свободное время используем чтение художественной литературы: С. Михалков «светофор», с. маршак «машина», «кораблик», «самолет»….
В программе охрана безопасной жизнедеятельности целью выделены:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.
- дать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
1). Наличие уголка безопасности дорожного движения.
2). Использование современных ТСО.
3). ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТ-РЫ.
4). Проведение занятий по ОБЖ.
Проведение педсоветов, КВН-ов, просмотр видеофильмов, организация встреч с работниками МЧС, выставка детских работ «умный светофор», родительские собрания, дидактические игры и упражнения.
Обязательным условием для успешного обучения детей является создание предметно- развивающей среды. Был создан «уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки,макет дороги, на которой представлен перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки, макет светофора,рули, жезл, нагрудные изображения различных видов транспорта.
Решение задач по обучению правилам безопасного поведения осуществляется через специально- организованные занятия познавательного цикла:
Беседы, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц., чтение худ. лит-ры, обсуждение ситуаций, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.
На занятиях используем прием удивления (сЮрпризный момент).
Разыгрываем игровые сюжеты, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры- полицейский и пешеход.
Учитывая возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараемся вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасти путем познания, а не запретов. Внушаем детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Формирование безопасного поведения на дорогах и улицах- процесс длительный и трудоемкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Объявляем конкурсы среди родителей.
Проводим родительские собрания на тему " ПДД", приглашае сотрудников ДПС,в родительском уголке выставляем консультации на тему безопасности, книжки-передвижки.
Активно раскрываем эту тему и на занятиях:
Жизнь интерсна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.
1). Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствий их нарушений.
2). Игровой метод. Настольно- печатные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
3). Словестный метод. Обсуждаем и рассматриваем с детьми типичные опасные ситуации.
Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома- не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучаем предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Знакомим с основной группой пожароопасных предметов.
4). Активный метод. Физическая подготовка ребенка- один из основных факторов, влияющие на поведение человека в опасной ситуации. Это все выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках.
Должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей, сформировать навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных развлечений.
С раннего детства ребенок должен знать, что с незнакомым человеком уходить куда- то, брать у него ничего нельзя. В квартире необходимо исключить малейшую возможность потопа, возгорания и прочих техногенных неприятностей. Надо предотвратить внешнюю опасность, т. е. проникновение в дом нежелательных гостей- объяснить ребенку, что нельзя открывать дверь посторонним людям. У ребенка нет жизненного опыта, важно как можно раньше начать воспитывать в ребенке чувство самосохранения наряду с уверенностью в себе. Необходимо объяснить ребенку, в чем именно заключается опасность. Чаще рассказывать детям о правилах пожарной безопасности. Показывать наглядно какие предметы опасны для жизни. И конечно же самим взрослым не нарушать правила дорожного движения, т. к. мы хороший пример для подражания.