Алевтина Иванова
Воспитание любви к Родине средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями. Русская народная песня, например, воспитывает у ребенка любовь к народному творчеству, уважение к народу. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Публикация «Воспитание любви к Родине средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Народное музыкальное творчество мы используем в разных видах деятельности детей на занятиях и вне их. Отобрали музыкальные произведения для слушания и пения: народные песни «Во поле береза стояла», «Я с комариком плясала», «Прялица», «Из-под дуба», «Коровушка», «Ой, вставала я ранешенько». Распевками служат считалки, потешки, приговорки: «Ай-качи- качи», «Чики-чики-чикалочки», «Лиса по лесу ходила», «Две тетери», «Заяц», «Яблоко», «Гуси- гуси». Подобрали музыкальные игры на мелодии народных песен «Как на тоненький ледок», «Пойду ль я, выйду ль я», «Горелки», «Как у наших у ворот», «Из-под дуба», «По улице мостовой». Народную музыку применяли и при драматизации литературных произведений. Так в инсценировке сказки «Гуси-лебеди» звучали мелодии «Скок-скок-скок, молодой дроздок», «Как пошли наши подружки».
Использовали народные мелодии и при обучении детей игре на музыкальных инструментах. В репертуар были включены «Светит. месяц», «Ах вы, сени», «Во поле береза стояла», «Калинка». Особый колорит звучанию оркестра придавали ложки, гармоники, дудочки, колокольчики.
Разучивая песни, мы обращали внимание на характерную для народного языка напевность, на смысловые ударения, на то, что мелодия усиливает выразительность и значимость слов.
Русские народные песни обогащали речь детей, знакомили с образностью языка («Со добра коня упал», «Умывалася белешенько», «красные девушки»).
Научили ребят различать русские народные мелодии по характеру звучания. Исполняя колыбельную, подчеркивали медленный, спокойный характер мелодии. Жизнерадостность, бодрость, четкий, яркий ритм передавались в произведениях «Пойду ль я, выйду ль я», «Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Калинка», «Из-под дуба», «Ах ты, береза».
Понять особенности русской песни помогала драматизация их, при которой дети сочетали передачу образа с игрой, пением, ритмическими движениями.
Особенно любят дети шуточные игры «Патока с имбирем», «Я по лугу ходила», «Как у наших у ворот». Ко многим шуточным играм вели большую подготовительную работу, чтобы заинтересовать детей. Перед разучиванием игры «Я по лугу ходила» повели детей на луг, обратили их внимание на красоту его, раздолье, жизнь обитателей: порхающих бабочек, жучков, греющихся на солнце, жужжание пчел, аромат луговых цветов.
Перед разучиванием песни «Земелюшка-чернозем» вспоминали наши прогулки в лес, как собирали ароматные цветы, отдыхали, сидя под кудрявой березкой. Лена говорила, что эту песню надо петь нежно: «В лесу красиво, а о красивом хочется петь тихо, ласково».
Готовясь к игре «Как на тоненький ледок», сшили кушак для Вани, сделали макет саней, упряжку для коня.
Часто проводили вечера-развлечения, посвященные народной музыке. На таких вечерах дети слушали музыкальные произведения, исполняемые на народных инструментах: баяне, балалайке, домре. Особой популярностью у детей стали пользоваться такие концерты, как «Наша Родина в музыке, «Весенние напевы», «Осень в родном краю».
Вот примерная программа вечера-развлечения. В исполнении взрослых звучала народная песня’ «Как пошли наши подружки». Дети спели «Во поле береза стояла». Группа ребят драматизировала знакомую песню «Прялица». Учащиеся музыкальной школы исполнили на домрах песню «Поет, поет соловушка». Затем все вместе играли в игру с пением «Ворон».
Использование музыкальных произведений, раскрывающих природу родного края, общественно-политические события, способствует углублению патриотических чувств дошкольников.
Детям близка тематика современных музыкальных произведений советских композиторов. В этих произведениях запечатлены конкретные образы действительности, на основе которых и составляется представление о Родине. В песне «Наш край» Д. Кабалевского звучит восхищение русской природой, ее березами, рябинами. Детям полюбилась мелодия этой песни. Ее мы использовали в постановке танца с листьями и зонтиками.
В репертуаре детей — песня «О Родине» Е. Тиличеевой. Она пробуждает у дошкольников чувство гордости своей страной и своим народом, его трудовыми делами и подвигами. Песня «Армия Советская» Е. Тиличеевой звучит в детском исполнении торжественно. Ребята поют о могуществе нашей армии, защите ею дела мира во всем мире, счастливого будущего детей.
Русская классическая музыка, произведения П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки обогащают впечатления дошкольников, приобщают их к духовной культуре родного народа.
Познакомили детей с «Песней жаворонка» П. Чайковского. Устно передали им картину весенней природы: «Раннее весеннее утро, лазурное небо, яркое солнце, поля кругом, над ними тонкий прозрачный пар. В лучах золотого солнца просыпается лес, а между небом и землей в сияющей голубизне — маленькая серая птичка’— жаворонок. Она радостной песней встречает весну».
После такого вступления дети слушали пьесу, а затем определяли характер музыкального звучания. Ребята говорили: «Жаворонок поет красиво, звонко, нежно. Летает легко и быстро». Мы старались как бы сблизить непосредственные наблюдения детей с впечатлениями об услышанном в музыке.
Чтобы дети глубже поняли содержание народных песен о природе, ознакомили их с картинами «Березовая роща» А. Куинджи, «Голубая весна» В. Бакшеева, «Золотая осень» И. Левитана, «Лес» Л. Бродской.
По мере того как дети обогащались музыкальными впечатлениями, у них развивалось умение замечать особенности произведений. Так, например, о песне П. Чайковского «Крестьянин играет на гармошке» Саша сказал: «Когда слушаем эту песню, то представляем себе, как взял крестьянин в свои руки гармонь. Идет по дороге и играет одну и ту же мелодию, которая ему понравилась. Музыка звучала громко, а потом тише и тише. Кажется, что крестьянин куда-то ушел».
В результате проведенной работы ребята научились внимательно слушать музыку, находить связь между содержанием музыкальных произведений и действительностью, усвоили программу.
Музыка заняла значительное место в жизни детей. Работая со старшими дошкольниками, мы старались научить каждого слушать музыку, понимать ее настроение, характер. Музыкальные произведения, которые звучат на занятиях, не оставляют детей равнодушными, способствуют формированию у них чувства любви к народу, Родине.