Наташа Краснова
Формирование двигательной культуры у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является сохранение, укрепление и охрана физического и психического здоровья детей. Существенный вклад в решение этой проблемы должно внести выполнение требований, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания» : «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии».
ФГОС РФ устанавливает одну из главных задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья.
Публикация «Формирование двигательной культуры у старших дошкольников» размещена в разделах
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой нацеливает нас на формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие интереса к физическим упражнениям, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирования правильной осанки.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. От управления своим телом зависит здоровье и самочувствие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание задачам формирования у детей : базы разнообразных движений, жизненно необходимых жестов, умения создавать двигательные образы, выразительности движений, двигательного воображения и фантазии.
Исследования содержания понятия «двигательная культура» в современной науке рассматривается как осознание индивидом сути движения, понимание природы этого движения, владение специфическими навыками движений. Воспитание выразительности движений у дошкольников, по мнению Э. Я. Степаненковой, имеет огромное значение, поскольку обеспечивает умение управлять психическими процессами, устанавливать связь между внутренними переживаниями и внешними проявлениями, развивает психику, психофизические качества, отделы коры головного мозга, гармонизирует личность и т. д. Проблемы воспитания двигательной культуры нашли отражения в работах Н. Н. Ефименко. На первый план при этом выступает музыкальное сопровождение занятий, введение на занятиях элементов аэробики, выработка у детей некоторых хореографических умений.
Ключевыми направлениями работы в воспитании двигательной культуры дошкольников, по мнению Л. Н. Волошиной, являются формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения.
Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
Старшие дошкольники обладают широким кругом специальных знаний, умением анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и нужного результата. К семи годам отмечается значительный рост физической работоспособности и выносливости. Дети шести лет различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движение последовательно, выделяет разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Все это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведет к овладению детьми техникой сложных по координации движений.
Культура движения во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удержать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы. Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия.
На помощь приходят общеразвивающие упражнения. Работы А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной определяют общеразвивающие упражнения, как специально подобранные упражнения, направленные на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки, укреплению опорно – двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы; нормализуют процессы напряжения и расслабления; содействуют развитию психофизических качеств.
Общеразвивающие упражнения делятся на три группы. Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепления мышц плечевого пояса и рук. Они способствуют расширению и укреплению мышц грудной клетки, выпрямляют позвоночник. Э. Я. Степаненкова указывает на необходимость использования упражнений для мышц лица, глаз, пальцев и кисти руки.
Вторая группа упражнений предназначена для развития и укрепления мышц спины. Они влияют на формирование правильной осанки, развитие гибкости позвоночника при наклонах вперед, в стороны, при поворотах, вращении туловища.
Третья группа упражнений нацелена на развитие и укрепление мышц ног и брюшного пресса. Важное значение для правильного развития стопы ребенка имеют упражнения для профилактики плоскостопия. Одна работающая группа мышц последовательно сменяет другую. Разнообразные физические упражнения делают ребенка более стройным и красивым.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться с предметами (обручи, гимнастические палки, ленты и т. д., на предметах (скамья, у предметов (гимнастическая стенка, стена). Предметы позволяют варьировать, корректировать качество выполнения упражнений.
При проведении общеразвивающих упражнений целесообразно использовать музыкальное сопровождение. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при формировании двигательной культуры, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.
Э. Я. Степаненкова значимую роль отводит имитационным упражнениям, которые способствуют развитию творчества, грациозности и красоты движений. Ребенок, выполняя разнообразные упражнения «Собачка», «Кошечка», стремиться передать характерные особенности, настроение своих персонажей. Петрушка может быть веселый и грустный; петушок - гордый; солдатик – стройный. Игровая деятельность повышает интерес к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
При систематическом обучении и воспитании ребенок шести – семи лет проявляет самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрирует осознанность, красоту, выразительность, пластичность движений. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, на детских праздниках как ритм – блоки игрового характера: «Забавные игрушки», «Зарядка для кукол», «Мой веселый звонкий мяч», «Прыгалки – скакалки», «Обруч – веселый помощник» и т. д. Каждое упражнение в комплексе имеет свое название.
Подбор конкретных упражнений определяется Программой для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей. На первом этапе обучения ставятся задачи: ознакомить детей с новым движением, создать целостное представление о нем, начать его разучивать. Исходя из этих задач, используются различные приемы. В первую очередь – это правильный безукоризненный четкий показ образца с пояснением всех его элементов. После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания педагога. Все эти приемы должны способствовать сознательному запоминанию данного движения.
На этапе углубленного разучивания движений уточняется правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, исправляются ошибки. Педагог использует разнообразные приемы: следит за правильным выполнением движений и поощряет детей, предлагает изменить исходное положение при выполнении упражнений, проанализировать, как выполнили движение товарищи, побуждая детей осознанно, правильно, четко выполнять упражнение. В старшем дошкольном возрасте дети выполняют несложные упражнения самостоятельно по словесному описанию.
На этапе закрепления и совершенствования движений ребенок сознательно воспринимает задания, действует целенаправленно, поэтому внимание его сосредоточено на качестве. Движения детей отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтому педагог ограничивается лишь словесным заданием, используя только названия упражнения: «Поезд», «Неваляшка», «Верблюд», «Красивая спинка», «Носочек – пятка» и т. д. Важное значение имеет музыкальное сопровождение, а также творческие задания детям, предлагая изменить, сделать по-другому физическое упражнение. К показу привлекаются дети, которые наиболее выразительно и ритмично выполняют упражнения.
Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на занятиях, переносятся в повседневную жизнь, используются на спортивных досугах и праздниках. Все это способствует развитию интереса к физическим упражнениям, желанию быть здоровым и красивым.
Комплекс общеразвивающих упражнений для детей старшей группы
«Зарядка для кукол»
Аудиозапись. Д. Шостакович «Вальс-шутка»
1. «Куклы качают головой»
И. п. : ноги на ширине ступни, руки внизу
1 - наклон головы вправо
2 - наклон головы влево (8раз)
2. «Куклы удивляются»
И. п. : ноги на ширине ступни, руки внизу, пальцы разведены в стороны
1 - поднять плечи вверх, руки развести в стороны
2 – и. п. (8раз)
3. «Ручки»
И. п. : то же
1 – 8 - поочередно поднимать руки вперед, вверх, вперед, вниз (4 раза)
4. «Я красивая»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе
1 - поворот корпуса вправо с улыбкой
2 - поворот корпуса влево с улыбкой (8 раз)
5. «Куклы танцуют»
И. п. : то же
1 - полуприседание
2 – и. п. (8 раз)
6. «Носочек-пятка»
И. п. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади
1 – 2 - сгибание, разгибание стоп (8 раз)
7. «Куклы наклоняются»
И. п. : сидя, ноги разведены в стороны, руки вытянуты вперед
1 – 2 - пружинистые наклоны вперед, касаясь руками носков (8 раз)
8. «Неваляшка»
И. п. : сидя, ноги скрестить, руки на коленях
1 – 2 - покачивание корпуса вправо-влево (8 раз)
9. «Поиграем ножками»
И. п. : лежа на животе, упор на руки
1 – 2 - поочередное сгибание-разгибание ног, касаясь пятками ягодиц (8 раз)
10. «Куклы отдыхают»
И. п. : лежа на спине
Расслабить мышцы тела
Список использованной литературы
1. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно - методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005.
2. Ефименко М. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста. – М., 2000.
3. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М. ,1985.
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., «Просвещение», 1978.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.