Екатерина Юшерова
Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры общения у дошкольников :
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи как центрального звена развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание культуры общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Р. О. Якобсон утверждает, что основой и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.
Целью общения могут быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само общение и используемые языковые средства.
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, грамматическим строем, к основанию форм речи- диалога и монолога.
В соответствии с ФГОС речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматическически правильной диагностической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-систематической активности как предпосылке обучения грамоте.
Социально –коммуникативная область ставит следующие задачи развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:
-обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности:
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течении дня;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
-обеспечивать одинаковые отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
-предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
-формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
Поскольку одно из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, ДОО и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения.
В ДОО для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Любой из моментов режима дня в ДОО содержит огромные воспитательные возможности для развития культуры общения.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Проблемой формирования и воспитания культуры общения у детей занимались С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенкова, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская, В. И. Логинова, М. А. Саморукова, Л. М. Гурович и другие ученые.
С точки зрения А. А. Леонтьева, общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение, либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М. И. Лисиной: общение- это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Т. И. Бабаева дает следующее определение: культура общения- широкое, многогранное понятие раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, в жизненно важных отношениях к людям, труду, предметам материальной и духовной культуры.
И. Н. Курочкина определяет культуру общения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтоб наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения не возможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности морально политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Развитие человеческого общества и общение людей- сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются в месте с развитием общества в тоже время саморазвитие определенного общества зависит от контактов, от общения со другими людьми и обществами.
М. А. Лященко выделяет три функции общения :
Информационно – коммуникативную, регуляторнокоммуникативную и аффективнокоммуникативную. Культура общения предусматривает выполнения ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а так же вежливого поведения, в быту. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Так же в ходе воспитания культуры общения у дошкольников следует воспитать и нравственные качества, так как они являются неотъемлемой частью культуры и общения.
Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии (не что не стоит так дешево и не цениться так дорого, как вежливость, - писал М. Сервантэс.
Без нее не возможно представить взаимоотношение людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважения к окружающим. Вежливость преобретае цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.
Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, не когда не доставит неудобств окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность- это нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим- непременные условия выработки у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступить игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее чем дерзость, резкость. В этих проявлениях находятся истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Рассмотрев игру как средство воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, можно сказать следующее: чтобы общение в ходе игры было успешным нужно научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от не уместных в данный момент действий, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, то есть воспитывать культуру общения детей, и это возможно через игровую деятельность как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.