Олехнович Полина Тимофеевна
Консультация для родителей «Воспитание культуры общения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - колыбель духовного роста ребенка, основной фундамент воспитания культуры общения. Здесь ребенок быстрее учится чувствовать сердцем другого человека. В семье есть все предпосылки для создания разнообразных педагогических ситуаций, обеспечивающих воспитание отзывчивости, заботы, чуткости, сочувствия другому человеку. Лишь той семье удается сформировать такие качества в ребенке, в которой царит атмосфера чуткости и внимательности друг к другу, к настроениям, вкусам, слабостям каждого члена семьи.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культуры общения в семье“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
По-настоящему счастлива, духовно богата та семья, где живут бок о бок несколько поколений. Народная мудрость гласит: «Хорошо и спокойно бывает на душе у человека только тогда, когда он находится между тем, кто дал ему жизнь, и тем, кому он сам дал жизнь». Ребенок с ранних лет наблюдает, как строятся взаимоотношения родителей с дедушкой и бабушкой, как общаются старшие и младшие.
Почти у каждого в памяти светлые дни детства связаны с бабушкой. Она воспринимает ребенка по-особому, ласково и осторожно вводит в мир людей, многое __ поймет, простит, бабушка скорее пожалеет, чем обидит. Она мягче и терпеливее, чем родители.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Являясь членом семьи, ребенок вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка в системе отношений «взрослые - ребенок» положительным, зависит от того, какое место он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создают условия для процветания эгоцентризма.
Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются благоприятные условия для формирования у него коллективистских черт, активной жизненной позиции.
Место ребенка в семье определяется разумной и согласованной требовательностью к нему всех взрослых.
Ребенок должен испытывать озабоченность от того, что в семье кто-то не здоров или переживает неприятности. Сердечная зоркость становится внутренним качеством ребенка, если его упражняют в добрых поступках, учат присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей. Жизнь выдвигает множество случаев для упражнения ребенка в сердечной зоркости: «Если папа пришел с работы расстроенный, расспроси, что случилось, чем он удручен. Но если он не расположен поддерживать разговор, прояви деликатность, не будь навязчив, может быть, стоит помолчать, не затевать шумных игр»; «Узнай у дедушки, как прошел его первый трудовой день после отпуска»; «Пожелай маме доброго рабочего, дня, скажи ей, что будешь вести себя хорошо в детском саду. Постарайся помнить о своем обещании».
Каждый взрослый должен думать, как вести себя в присутствии ребенка, понимая, что для человека «в коротких штанишках» он является образцом.
Важным средством воспитания культуры общения является гостеприимство семьи. Это не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Его следует рассматривать не только, как акт вежливости, а и как школу воспитания симпатии к окружающим людям, взаимопонимания и поддержки. Дети должны ощущать, что приезд, приход гостей в дом - явление особое, праздничное и приятное.
Семья старается по мере сил и возможностей угостить гостей, убрать помещение, принарядиться, чтобы гостям было приятно, чтобы они видели - их ждали. Во всем этом должны принимать участие дети, выполнять посильную работу. В этом случае ребенок естественно воспринимает и усваивает правила взаимодействий между людьми, культуру общения с окружающими.
О детской жестокости написано очень много. Нет числа примерам безразличия маленького ребенка к смерти, страданиям животных, горю человека. А «изощренная» жестокость - насмешки над физическими недостатками товарищей, издевательства над тихими и робкими детьми? Девочка с ожесточением бьет куклу: «Вот тебе, вот тебе, чтобы знала! Только одела тебе чистое платье, а ты уже вся вымазалась!» - и злобные огоньки загораются в ее глазах. Мальчик подбегает к ровеснице и с явным удовольствием дергает ее за косу: «Привет толстопузик!», «Эй, очкарик, ты куда?»,
«А ты, заика, и не думай быть вратарем!».
Откуда эта ожесточенность? Давно опровергнута теория о том, что нравственные качества являются врожденными, наследственно обусловленными. Потому и нет надобности доказывать, что жестокость может быть свойственна каким-то особым детям и что она у них «в крови». Анализируя проявления жестокости у детей, можно сделать лишь один вывод: возникновение злобности в ребенке прямо зависит от системы воспитания в семье - жестокости, применения физических мер наказания, унижения, оскорбительного тона по отношению к ребенку и друг другу.
Жестокость, злобность, безжалостность - такие черты будут формироваться у ребенка, если не уделять должного внимания воспитанию у него чувства доброты и сострадания к людям. В свою очередь, гуманность, чуткость, человечность, несомненно, в своей основе имеют чувство доброты.
Дети, которые не получают в семье тепла и внимания, часто растут черствыми, а иногда и агрессивными, их чувства фиксированы на собственных переживаниях, и они равнодушны к переживаниям других.
Можно рекомендовать родителям чаще бывать с детьми в кукольном театре, цирке, чаще читать книги. Особенно нужны ребенку сказки.
Для родителей должно стать Правилом читать и рассказывать ребенку каждый день сказки, лучше вечером перед сном. И делать это следует продуманно. Лучше, если они будут повествовать о нравственных поступках.
Воспитывать у детей осознанное отношение к окружающему миру, к живой природе
одна из задач семьи. Для того, чтобы эти чувства развить, необходимо объяснить ребенку, что живое существо имеет свои повадки, с ним необходимо считаться и заботиться о нем. При уходе за животными, общении с ними рождается эмоциональная привязанность ребенка к ним, жалость, желание защитить - это очень важно для воспитания гуманных чувств. Детям следует с детства прививать бережное отношение ко всему живому. Цветы срывать только тогда, когда есть необходимость: украсить дом, срисовать цветок, а так просто срывать ч
тобы потом выбросить – нельзя. Ветки на
деревьях тоже не следует ломать, их много, но они нужны всем: и людям, и птицам, и зверям.
Суммируя сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что родители воспитывают своих детей собственной воспитанностью. Каждая минута соприкосновения с ребенком должна обогащать его ум, формировать его личность.