Приложение МААМ

Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста

Ульяна Чистякова
Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Среди многообразных видов отношений в психологии особо выделяются межличностные отношения. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». Опыт этих первых взаимодействий является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Публикация «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проблемы воспитания культуры общения определяется социальными потребностями личности, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально – культурным условиям современной жизни.

Дошкольный возраст - время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам. Этикет определяет формы общения : как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие и как дарить подарки и т. д. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций. чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. При написании работы были использованы исследования А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Лисиной М. И., Репиной Т. А. и других авторов, а также работы педагогов – практиков, опубликованных в педагогических изданиях для дошкольного воспитания.

Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для собеседника. В старшем дошкольном возрасте детей подводят к пониманию, что вежливость, деликатность, тактичность, общительность, доброжелательность, приветливость - необходимые качества культуры общения и взаимоотношений. По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает :

- способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных;

- способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений;

- умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова;

- умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания;

- умение адекватно в ситуации использовать невербальные средства общения : жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения.

Содержание культуры общения предусматривает наряду с освоением культуры речи развитие у дошкольников умения понимать внешнее выражение различных эмоциональных состояний людей и избирать соответствующие способы поведения и общения в ответ с учетом переживаемых ими чувств и эмоций.

В дошкольном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в детском саду. Все вышесказанное обуславливает необходимость воспитания культуры общения детей, основанной на доброжелательных отношениях. «Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» .Ряд работ (Л. И. Дурандина, Е. Ю. Демурова, Л. В. Лидак, С. В. Петерина и др.) был непосредственно посвящен исследованию проблемы воспитания культуры поведения и общения детей в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой). Существует предположение о том, что воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если для этого будут специально организованы занятия, направленные на то, чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. Для подтверждения в данной статье мы изучили уровень культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении и организации занятий для их преодоления. Для изучения уровня культуры общения дошкольников используется методика КОС-1. Методика констатирует лишь наличный уровень культуры общения в данный период развития личности. Он не останется неизменным в процессе дальнейшего развития детей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности уровень культуры общения ребенка может развиваться. В нашем случае мы стремимся выявить уровень сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

-Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

-Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

- Воспитание культуры общения является важным моментом в воспитательно-образовательном процессе, так как это обусловлено необходимостью выстраивания межличностных отношений в будущем. Вежливость является важной составной частью культуры общения. Обучение правилам вежливости и приучение детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях велось посредством специально организованных занятий, на которых в форме игр, бесед, решений педагогических ситуаций, формировалась так необходимая ребенку культура общения.

Публикации по теме:

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами. 2. Формировать у детей умение оценивать.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Развитие общения и самооценки у детей старшего дошкольного возраста Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж» Отделение заочного обучения Специальность.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу. Цель: • Воспитывать.

План работы с детьми по теме «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей среднего дошкольного возраста» Сентябрь Цель: закреплять умение выражать сочувствие друг к другу. 1. Беседа «Как выразить сочувствие товарищу» 2. Игра «Ладошки», «Я узнаю,.

Программа по самообразованию «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу». на.

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 13:18
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД