Ульяна Чистякова
Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразных видов отношений в психологии особо выделяются межличностные отношения. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». Опыт этих первых взаимодействий является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы воспитания культуры общения определяется социальными потребностями личности, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально – культурным условиям современной жизни.
Дошкольный возраст - время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам. Этикет определяет формы общения : как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие и как дарить подарки и т. д. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Как сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение не вызывало у окружающих отрицательных эмоций. чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. При написании работы были использованы исследования А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Лисиной М. И., Репиной Т. А. и других авторов, а также работы педагогов – практиков, опубликованных в педагогических изданиях для дошкольного воспитания.
Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи и учится правильно строить фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов, четко и понятно для собеседника. В старшем дошкольном возрасте детей подводят к пониманию, что вежливость, деликатность, тактичность, общительность, доброжелательность, приветливость - необходимые качества культуры общения и взаимоотношений. По мере развития навыков культуры общения старший дошкольник приобретает :
- способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей: социальных, эмоциональных и материальных;
- способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений;
- умение завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова;
- умение слушать, понимать, вступать в диалог, добиваться взаимопонимания;
- умение адекватно в ситуации использовать невербальные средства общения : жесты, мимику, пантомимику, в которых проявляется динамическая сторона общения.
Содержание культуры общения предусматривает наряду с освоением культуры речи развитие у дошкольников умения понимать внешнее выражение различных эмоциональных состояний людей и избирать соответствующие способы поведения и общения в ответ с учетом переживаемых ими чувств и эмоций.
В дошкольном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в детском саду. Все вышесказанное обуславливает необходимость воспитания культуры общения детей, основанной на доброжелательных отношениях. «Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» .Ряд работ (Л. И. Дурандина, Е. Ю. Демурова, Л. В. Лидак, С. В. Петерина и др.) был непосредственно посвящен исследованию проблемы воспитания культуры поведения и общения детей в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой). Существует предположение о том, что воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если для этого будут специально организованы занятия, направленные на то, чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой. Для подтверждения в данной статье мы изучили уровень культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении и организации занятий для их преодоления. Для изучения уровня культуры общения дошкольников используется методика КОС-1. Методика констатирует лишь наличный уровень культуры общения в данный период развития личности. Он не останется неизменным в процессе дальнейшего развития детей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности уровень культуры общения ребенка может развиваться. В нашем случае мы стремимся выявить уровень сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
-Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
-Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
- Воспитание культуры общения является важным моментом в воспитательно-образовательном процессе, так как это обусловлено необходимостью выстраивания межличностных отношений в будущем. Вежливость является важной составной частью культуры общения. Обучение правилам вежливости и приучение детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях велось посредством специально организованных занятий, на которых в форме игр, бесед, решений педагогических ситуаций, формировалась так необходимая ребенку культура общения.