Доренская Елена
Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Основной контингент Дома ребенка - это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность.
Для многих воспитанников характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствие ловкости, задержка в развитии мелкой моторики. Замедлено развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения. У детей, находящихся в доме ребенка более медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же задания, чем у детей, воспитывающихся в семьях.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В то время как ребенок, живущий в семье, к трем годам усваивает большую часть опыта, приобретаемого за всю жизнь, воспитанники дома ребенка лишены этой возможности.
Поэтому социализация детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка – очень своевременная и актуальная задача не только для работников учреждения, но и для общества. От того, как пройдет социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, так как именно в детстве закладывается все то, что потом помогает адаптироваться в обществе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Для формирования культурно-гигиенических навыков прежде всего необходимы рационально организованная обстановка, четкий режим дня и контроль воспитателя. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие категории в оценке отдельных действий, определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки, хранения. Для малышей большое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой необходимой ему в течении дня вещи. Например, в умывальной комнате раковины должны быть определенного размера, на каждой из которых стоит жидкое мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем должна быть картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Необходимо ежедневно проводить гигиенические процедуры в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культурного поведения. Их развитие происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от сильного переутомления. Четкое выполнение режима дня способствует формированию КГН, воспитанию организованности и дисциплинированности. Формирование КГН осуществляется только под руководством воспитателя, поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях между воспитателями группы. Главными методами обучения детей дошкольного возраста являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельных действий по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно-гигиеническим требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример воспитателей. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А. С. Макаренко. [2; 97]
Об этом всегда должны помнить и воспитатели дома ребенка. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение», говорил А. С. Макаренко.
Детям необходимо понимать значения КГН, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, ее важности для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Все это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игр, занятий, прогулок и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать, затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.
Поэтапное формирование КГН:
от 1года до 1года 6месяцев – дети должны мыть руки перед едой, есть самостоятельно ложкой густую пищу (но если ребенок не умеет сам держать и ставить на стол чашку, то ложку давать ему в руки рано, одновременно есть хлеб с супом, сидеть на горшке до положительного результата, замечать грязное лицо, руки и нос.
от 1года 6месяцев до 2лет – дети должны есть аккуратно, после еды пользоваться салфеткой, самостоятельно мыть руки и часть лица ладонью, с помощью взрослого вытирать лицо и руки, снимать шапку, расстегнутое платье, штанишки, обувь, натягивать колготки, надевать ботинки, шапку, закреплять умение садиться на горшок. [5; 61]
Для привития КГН во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Показ сопровождается пояснением. Показ действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – сначала наиболее существенные, а потом дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 сек, в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Малышам показ действия сопровождается проговариванием («теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия: берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действий, а также образ составляющих действий операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно малышу предоставляется самостоятельность, но выполнение действий и результат контролируются воспитателем. При формировании навыков дети учатся удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол. Важно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно воспитатель сопровождал и объяснениями, и вопросами, направляющими внимание ребенка на выполнение действий определенным образом. Это поможет быстрее усвоить и уяснить, почему нужно поступать именно так.
Для развития культурно-гигиенических навыков используются игровые приемы: потешки, стихотворения, дидактические игры («Рано утром на рассвете умываются мышата и котята, и утята, и жучки, и паучки…»; «Закатаем рукава, открываем кран – вода…» и т. п.). Н. Ф. Виноградова отмечает : «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды».[3; 98]
«Методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными», - считают Р. С. Буре и А. Ф. Островская. «Будем умываться», - говорит воспитатель и показывает все : и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем воспитателя. И так каждый день. В каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Когда дети становятся старше, то постепенно им предоставляется больше самостоятельности. Воспитатель переходит от прямых указаний к напоминаниям. И только тогда, когда воспитатель учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, которые не разрушаются при переходе в новые условия. Если это не учитывать, то у детей вырабатывается только умение подчиняться требованию взрослого. [4;35]
КНГ нуждаются в постоянном закреплении. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры: «Уложи куклу спать», «Накорми куклу обедом», «Чаепитие», «Оденем куклу на прогулку».
Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. [1;7]
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Воспитатели Дома ребенка должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Убедившись в том, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Список литературы:
1. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997.
2. Воспитателю о работе с семьей /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
3. Галицина Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий, 2003.
4. Буре Р. С., Островский А. Ф. Воспитатель и дети. – М. : Просвещение, 2006.
5. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет : метод. Пособие для педагогов дошк. Образоват. Учреждений /[Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. ]. – М. : Просвещение, 2007.