Нечаева Ксения Андреевна
Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников через трудовую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
Антон Семенович Макаренко
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Публикация «Воспитание инициативы и самостоятельности дошкольников через трудовую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Для формирования элементарной трудовой деятельности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО необходимо, создание соответствующих условий. Только при условии хорошей организации предметно-развивающей среды группы, ребенок сможет испытать радость от труда, поэтому особое внимание было направлено на организацию предметной среды, т. е. наличие необходимого оборудования в соответствии с задачами развития трудовой деятельности детей данного возраста.
В группе с учетом возраста детей и требованиями программы мною были оборудованы и дополнены уголки труда :
- хозяйственно-бытовой труд : клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник. ;
- труд в уголке природы : фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы.
- труд на участке : ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
-ручной труд : бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон, древесина и т. д.
-уголок дежурных: фартуки, косынки, график дежурства.
Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Трудовая деятельность детей была организована в трех основных формах:
-в форме поручений, индивидуальных и коллективных;
-дежурств;
- и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.
Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить.
В среднем группе трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности :
• углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
• самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
• хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
• ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
• трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).
Также я продолжаю знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, я вместе с детьми отправляюсь на кухню смотреть, как повара варят вкусную кашу, в другой раз — как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки.
Таким образом, подвожу детей к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы — поварята», «Прачечная», дидактических («Кому что нужно для работы», подвижные («Съедобное — несъедобное»). Также предлагаю малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читаю художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются – объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.
Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, я использую различные приёмы и методические находки.
В процессе занятия рекомендую задействовать различные игровые персонажи. Например, предупреждаю детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят — отвечать на её вопросы.
Кроме того, в структуру занятия желательно включать собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы можно организовать с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. В это время я снимаю один предмет одежды либо меняю его на другой. Задача ребят — определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети — докторами.
При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому на трудовом занятии я предлагаю ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, слайды и пр.
Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.
Правильная организация трудовой деятельности дошкольника — основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога — создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.