Елена Баранова
Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной проблемой, как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношений между полами. Поэтому проблема воспитания толерантности, в том числе гендерной, становится особенной значимой.
Публикация «Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Социализация детей – одна из основных, ключевых задач дошкольного образования. В настоящее время процесс социализации дошкольников осуществляется на фоне роста межкультурного взаимодействия и межнациональных контактов, увеличения числа этнически смешанных сообществ [3, с. 14].
Посещая дошкольные организации, дети постоянно сталкиваются с разнообразием культурного отражения, а отсюда необходимостью воспринимать и принимать культурно разнородные способы общения, взаимодействия, связанные с этнической, религиозной принадлежностью, национальным языком и др. Важным фактором и условием полноценной социализации дошкольников с позиции мультикультурализма выступает развитие толерантности.
Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию или порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [3, с. 24].
Гендерная толерантность – это непредвзятое отношение к представителям противоположного пола. Мы часто встречаемся с нарушениями прав женщин:
Физическая дискриминация (побои).
Психологическая дискриминация (угрозы, шантаж, разлучение с детьми). Это все видят наши дети, что в конечном итоге влияет на формирование их мировоззрения, в частности на принятие или неприятие людей противоположного пола [3, с. 35].
Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития толерантности. В этот возрастной период ребенок очень впечатлителен, открыт миру, стремится к взаимодействию с взрослыми и детьми, глубоко переживает свою значимость в качестве соучастника, партнера. Проявляет интерес к социальным явлениям, событиям. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, памяти.
В ФГОС ДО указывается на воспитание и развитие личности, которое отвечает требованиям информационного, гражданского общества. Одним из принципов ФГОС – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. О формировании общей культуры, развитии нравственных качеств у дошкольников говорится и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1, с. 94].
Формирование гендерной толерантности осуществляется нами в процессе полоролевого воспитания дошкольников. Его основная цель состоит в приобретении навыков взаимодействия и общения со сверстниками своего и противоположного пола на основе приобщения детей к социальной культуре. Полоролевое воспитание как организованный процесс осуществляется различными средствами. Одним, наиболее эффективным, по мнению ряда ученых, является художественная литература. В ФГОС ДО говорится о максимальном обогащении личностного развития детей на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а так же, общения со сверстниками и взрослыми. Поскольку одно из требований – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, мы выбрали образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» для воспитания у детей гендерной толерантности. Преимущество художественной литературы в ее эмоциональности, активном воздействии на чувства ребенка [2, с. 79].
Полоролевое воспитание мы начали со средней группы. Исходя из результатов мониторинга, был составлен перспективный план работы, намечены задачи и цели, направленные на изучение воспитательных возможностей художественной литературы у детей дошкольного возраста.
В данном направлении решались следующие задачи:
Формирование культуры поведения, навыков общения с представителями своего и противоположного пола;
воспитание гендерной толерантности средствами художественной литературы;
воспитание феминных маскулинных качеств.
Свою работу мы начали с использования малых фольклорных форм. Была составлена картотека потешек. Прибаутки и потешки способствуют формированию первоначальных знаний о внешних проявлениях мальчиков и девочек. Заучивание потешки, подбирая к ним картинки, дети учились адекватно идентифицировать себя с представителями определенного пола по внешне выраженным характеристикам.
Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. А художественная литература является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Специфика художественной литературы в том, что она – продукт творчества определенного народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса.
Художественная литература выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту [3, с. 110].
При отборе художественных произведений мы учитывали соответствие содержания задачам воспитания и возрасту детей, старались предлагать детям произведения, которые были бы понятны, доступны восприятию и способствовали формированию положительных качеств и соответствующих полу ребенка норм и правил поведения.
Особое значение мы уделяли литературным произведениям, которые приобретают особое значение в становлении ценностных ориентаций детей, отражают специфику полоролевых взаимоотношений родителей, так как в них представлены гендерные стереотипы, характерные для определенных профессий. Нам было очень важно донести до детей, что успех профессионального и межличностного взаимодействия предопределяется совокупностью социально значимых качеств:
чувства долга, ответственностью, благородством, честью – у мужчин;
верностью, заботой, терпением, состраданием, трудолюбием – у женщин.
Нами были созданы условия для организационного, информационного, научного и методологического обеспечения гендерной толерантности. Было разработано региональное содержание дошкольного образования, отобран краеведческий материал, определены формы, методы, приемы, технологии работы с детьми. Для развития познавательной инициативы в совместной деятельности с воспитателем, расширения кругозора детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу, мы старались натолкнуть детей к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с культурой и историей своей страны.
Организация целенаправленного обучения с использованием художественной литературы позволила обогатить представления детей о проявлениях маскулинности и феминности, способствовала позитивным изменениям реальных взаимоотношений детей противоположного пола. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместных играх. Отражение женских и мужских ролей девочками и мальчиками в игре «Семья» обогатилось по содержанию. Изменились реальные взаимоотношения детей, в которых стали реализовываться представления о качествах мужественности и женственности. Разделение обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку сделалось типичным явлением [3, с. 66].
Дети стали более внимательными, появилось чувство сострадания и терпимости в процессе образования.
С помощью выразительного чтения и рассказывания, рассматривания иллюстрации, организуя вводные беседы для актуализации личного детского опыта и обсуждения после чтения для активизации процесса восприятия, мы помогли дошкольникам выразить свое отношение к содержанию произведения, соотнести литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
Таким образом, художественная литература – эффективное средство воспитания гендерной толерантности детей дошкольного возраста. Она открывает большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек, дает представления об эталонах мужского и женского поведения. Через интерес и принятие людей своего и противоположного пола, через освоение общечеловеческих ценностей формируется в конечном итоге духовность людей.
Литература
1. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», № 9. – 2015. – С. 94 – 98.
2. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», № 1. – 2015. – С. 78 – 82.
3. Чебан, А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой : методическое пособие / А. Я. Чебан. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.