Папки-передвижки

Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой

Елена Баранова
Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальной проблемой, как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношений между полами. Поэтому проблема воспитания толерантности, в том числе гендерной, становится особенной значимой.

Публикация «Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах

Социализация детей – одна из основных, ключевых задач дошкольного образования. В настоящее время процесс социализации дошкольников осуществляется на фоне роста межкультурного взаимодействия и межнациональных контактов, увеличения числа этнически смешанных сообществ [3, с. 14].

Посещая дошкольные организации, дети постоянно сталкиваются с разнообразием культурного отражения, а отсюда необходимостью воспринимать и принимать культурно разнородные способы общения, взаимодействия, связанные с этнической, религиозной принадлежностью, национальным языком и др. Важным фактором и условием полноценной социализации дошкольников с позиции мультикультурализма выступает развитие толерантности.

Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию или порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [3, с. 24].

Гендерная толерантность – это непредвзятое отношение к представителям противоположного пола. Мы часто встречаемся с нарушениями прав женщин:

Физическая дискриминация (побои).

Психологическая дискриминация (угрозы, шантаж, разлучение с детьми). Это все видят наши дети, что в конечном итоге влияет на формирование их мировоззрения, в частности на принятие или неприятие людей противоположного пола [3, с. 35].

Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития толерантности. В этот возрастной период ребенок очень впечатлителен, открыт миру, стремится к взаимодействию с взрослыми и детьми, глубоко переживает свою значимость в качестве соучастника, партнера. Проявляет интерес к социальным явлениям, событиям. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, памяти.

В ФГОС ДО указывается на воспитание и развитие личности, которое отвечает требованиям информационного, гражданского общества. Одним из принципов ФГОС – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. О формировании общей культуры, развитии нравственных качеств у дошкольников говорится и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1, с. 94].

Формирование гендерной толерантности осуществляется нами в процессе полоролевого воспитания дошкольников. Его основная цель состоит в приобретении навыков взаимодействия и общения со сверстниками своего и противоположного пола на основе приобщения детей к социальной культуре. Полоролевое воспитание как организованный процесс осуществляется различными средствами. Одним, наиболее эффективным, по мнению ряда ученых, является художественная литература. В ФГОС ДО говорится о максимальном обогащении личностного развития детей на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а так же, общения со сверстниками и взрослыми. Поскольку одно из требований – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, мы выбрали образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» для воспитания у детей гендерной толерантности. Преимущество художественной литературы в ее эмоциональности, активном воздействии на чувства ребенка [2, с. 79].

Полоролевое воспитание мы начали со средней группы. Исходя из результатов мониторинга, был составлен перспективный план работы, намечены задачи и цели, направленные на изучение воспитательных возможностей художественной литературы у детей дошкольного возраста.

В данном направлении решались следующие задачи:

Формирование культуры поведения, навыков общения с представителями своего и противоположного пола;

воспитание гендерной толерантности средствами художественной литературы;

воспитание феминных маскулинных качеств.

Свою работу мы начали с использования малых фольклорных форм. Была составлена картотека потешек. Прибаутки и потешки способствуют формированию первоначальных знаний о внешних проявлениях мальчиков и девочек. Заучивание потешки, подбирая к ним картинки, дети учились адекватно идентифицировать себя с представителями определенного пола по внешне выраженным характеристикам.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. А художественная литература является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Специфика художественной литературы в том, что она – продукт творчества определенного народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса.

Художественная литература выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту [3, с. 110].

При отборе художественных произведений мы учитывали соответствие содержания задачам воспитания и возрасту детей, старались предлагать детям произведения, которые были бы понятны, доступны восприятию и способствовали формированию положительных качеств и соответствующих полу ребенка норм и правил поведения.

Особое значение мы уделяли литературным произведениям, которые приобретают особое значение в становлении ценностных ориентаций детей, отражают специфику полоролевых взаимоотношений родителей, так как в них представлены гендерные стереотипы, характерные для определенных профессий. Нам было очень важно донести до детей, что успех профессионального и межличностного взаимодействия предопределяется совокупностью социально значимых качеств:

чувства долга, ответственностью, благородством, честью – у мужчин;

верностью, заботой, терпением, состраданием, трудолюбием – у женщин.

Нами были созданы условия для организационного, информационного, научного и методологического обеспечения гендерной толерантности. Было разработано региональное содержание дошкольного образования, отобран краеведческий материал, определены формы, методы, приемы, технологии работы с детьми. Для развития познавательной инициативы в совместной деятельности с воспитателем, расширения кругозора детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу, мы старались натолкнуть детей к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с культурой и историей своей страны.

Организация целенаправленного обучения с использованием художественной литературы позволила обогатить представления детей о проявлениях маскулинности и феминности, способствовала позитивным изменениям реальных взаимоотношений детей противоположного пола. Мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместных играх. Отражение женских и мужских ролей девочками и мальчиками в игре «Семья» обогатилось по содержанию. Изменились реальные взаимоотношения детей, в которых стали реализовываться представления о качествах мужественности и женственности. Разделение обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку сделалось типичным явлением [3, с. 66].

Дети стали более внимательными, появилось чувство сострадания и терпимости в процессе образования.

С помощью выразительного чтения и рассказывания, рассматривания иллюстрации, организуя вводные беседы для актуализации личного детского опыта и обсуждения после чтения для активизации процесса восприятия, мы помогли дошкольникам выразить свое отношение к содержанию произведения, соотнести литературные факты с имеющимся жизненным опытом.

Таким образом, художественная литература – эффективное средство воспитания гендерной толерантности детей дошкольного возраста. Она открывает большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек, дает представления об эталонах мужского и женского поведения. Через интерес и принятие людей своего и противоположного пола, через освоение общечеловеческих ценностей формируется в конечном итоге духовность людей.

Литература

1. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», № 9. – 2015. – С. 94 – 98.

2. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», № 1. – 2015. – С. 78 – 82.

3. Чебан, А. Я. Знакомим дошкольников с народной культурой : методическое пособие / А. Я. Чебан. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка»Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с художественной литературой З. Александровой «Мой мишка» Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вам фото отчет, о проведенном коррекционно-развивающем занятии на нашем методическом объединении.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен»Ознакомление с художественной литературой Носов «Тридцать зерен» Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен". Цель:Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.

Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.

Воспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущегоВоспитание толерантности у дошкольников как ключевой компетенции будущего Выступление и презентация на городском методическом объединении 1 слайд Воспитание толерантности у дошкольников, как ключевой компетенции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание гендерной толерантности дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова (УИ 505061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД