Алла Махаева
Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы
по притче «Цветок»
старший воспитатель Корнишина С. Б. ,
воспитатель подготовительной группы Романцова С. В.
Г. Саров
2016 г.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей» размещена в разделах
- Продолжать формировать знания детей о том, что всё живое на Земле – творение Божье;
- формировать доказательную речь о таких понятиях, как доброта, милосердие, всепрощение, забота о ближнем;
- продолжать учить работать в парах, обсуждая предложенную тему и делегировать одного из пары для ответа на вопрос по теме.
Ход занятия:
- Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте улыбнемся и поздороваемся с ними.
Ребята, а давайте посмотрим на схему игры «Природный и рукотворный мир». Как вы думаете, кто создал рукотворный мир? Правильно, человек. А как вы думаете, кто является творцом природного мира? Правильно, Бог. Все, что мы с вами видим: небо, солнце, луна, земля, трава, деревья, животные, птицы, да и мы с вами – все это создал Бог. Мир – это творение Божие. Мы все знаем, что идет великий пост. В это время люди дают оценку своим поступкам, мыслям, делам. А одной из христианских добродетелей является доброта. И вот о доброте пойдет у нас сегодня с вами речь.
- А что такое доброта и добрые поступки? Давайте ответим на эти вопросы через игру «Оцени поступок» (игра с обручами)/
А ещё наши ребята приготовили стихотворение Елены Влади «Раскрой ладонь»
Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!
Бог посылает дождь и на плохих и добрых…
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком жанре художественного произведения, как притча. Что такое притча? (поучительный рассказ). Притчи создавались для того, чтобы донести правду до народа. Притчами говорили восточные мудрецы, ученые. Говорилось в притче, в иносказательной форме, не называя прямо, о таких понятиях, как жадность, добро и зло. Ведь не каждому приятно услышать о себе, что он жаден, глуп, жесток.
Мы знакомы с вами уже с некоторыми притчами : «О гвоздях», «Старик и яблоня», «Светлячок», «Песок и камень», «Настоящие друзья». Каждая притча чему – то нас учила. Я предлагаю вам картинки с рисунками к притчам и перечнем нравственных качеств, которые в них упомянуты. Вам в паре надо обсудить, какое качество соответствует какой притче и соедеинить картинку и слово. Затем, кто – то один из пары отвечает, чему научила притча. Кто будет отвечать, решаете вместе (дети работают в парах).
А сегодня мы с вами послушаем притчу монаха Варнавы о цветке «Незабудка».
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…
А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже, зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Беседа по прочитанному.
- Ребята, а чему радовался цветок в притче? (Бог создал его на радость людям)
- Ребята, а зачем мальчику цветок?
- О чем пожалел цветок вначале? (лишили солнца, воды)
- А о чем подумал цветок, прежде чем он погиб? (о мальчике, который обжег бы руку, если бы Бог создал цветок чертополохом)
- Ребята, как вы думаете, какие духовные качества мы можем увидеть у цветка? (доброту, прощение и заботу даже о погубившем его человеке).
- Ребята, а когда можно прочувствовать боль и обиду другого человека (когда на себе испытаешь подобное).
Физкультминутка:
«Мы о Дружбе говорим,
Друг на друга поглядим.
Дружно за руки возьмемся
И по кругу мы пройдемся.
Наклонимся тоже дружно,
Ведь здоровье всем нам нужно.
Через трудности шагнем,
Дружно к знаниям придем».
Рефлексия.
Маленькие детки рождаются, словно пустой сосуд (показывает пустую вазу). И задача родителей и воспитателей наполнить этот сосуд не только знаниями, но и добротой и хорошими поступками. Ребята, наполним нашу вазу семенами добра. Опуская по одному стеклянному шарику, называйте доброе слово или поступок. Посмотрите, какая стала наша ваза. Она была пустая, а теперь разноцветная и красивая. Как наша ваза наполнилась семенами добра, так и наша Земля наполняется от ваших добрых слов и поступков любовью, добротой и милосердием. Ребята, к нашему большому сожалению, цветочку из притчи мы не можем помочь, но сможем помочь мальчику. Как? Да, мы можем посадить семена добра, из которых вырастут наши добрые поступки. Наши поступки будут нести добро, любовь и милосердие к близким и окружающим нас людям. И мы можем поделиться семенами добра с тем мальчиком, чтобы он стал добрее, милосерднее.
Я приготовила землю. И предлагаю вам подойти к столу и каждому посеять свою частичку доброты, свой цветок. Семена дадут всходы, мы высадим их на клумбу участка, они будут радовать нас своими цветами (дети сажают семена бархатцев в заранее подготовленную землю)