Вероника Мильбергер
Воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей в семье
Все знают, что первые пять лет, а по другим представлениям, первые три года – самое важное время в истории человека. Но почему? Не потому, что в эти годы человек получает массу информации, а потому что в эти годы складывается самое ценное, самое важное, что определяет всю его жизнь: складывается его душа.
К сожалению, нет готового рецепта по воспитанию детей. Все родители по-разному относятся к ребёнку, да и семьи бывают разные: благополучные и неблагополучные, материально обеспеченные и с недостатком денег, а именно из этого складываются типы воспитания детей в семье.
Публикация «Воспитание детей в семье» размещена в разделах
Все типы влияют на будущую жизнь ребёнка и его поведение в обществе. Не бывает чистых типов воспитания, они все смешаны, но выделяются наиболее встречающиеся примеры поведения родителей.
Авторитарный тип воспитания
Отношение родителей к детям:
ярко выражен диктат в отношении, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Отношение к ребёнку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания,
жестокий контроль.
Последствия воспитания;
Низкая самооценка, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье мать авторитарна по отношению и к ребёнку и к отцу, то это влияет на отношение малыша к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребёнку, особенно девочке, хорошо к нему относится. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам.
Опекающий тип воспитания
Потворствующая гиперопека
Отношение родителей к детям
Ребёнок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом не важно, как он себя ведёт. В обращениях родителей к ребёнку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи.
Последствия воспитания
При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит отвергаемым и одиноким.
Доминирующая гиперопека
Отношение родителей к детям
Из-за желания оградить ребёнка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем.
Последствия воспитания
У малыша развиваются такие качества, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулёзно выполняет всё, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности.
Пренебрегающий тип воспитания
Отношение родителей к детям
При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители не интересуются им, не контролируют его и даже избегают контактов.
Последствия воспитания
У ребёнка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам, возможен и неустойчивый тип поведения.
Благоприятный тип воспитания
Отношение родителей к детям
Основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребёнком обсуждаются варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении обговариваются, и малыш принимает их как справедливые
Последствия воспитания
При подобном воспитании малыш растёт активным, инициативным, самостоятельным. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками и взрослыми.
Следует отметить, так же, что в зависимости от воспитания, у малыша складывается тип поведения (в психологии это называется психологической ролью):
«Кумир семьи»
Поведение ребёнка
Малыш, чувствуя такое отношение всегда стремится быть в центре внимания. Для привлечения внимания, он использует любые средства: шалит, капризничает, плачет и т. п.
Ребёнок любит читать стихи, петь песни перед взрослыми, любит аплодисменты.
Последствия воспитания
Такой малыш вырастет эгоистичным. Ему трудно будет справится со своими неудачами, отрицательными оценками чужих людей. Он будет ревнив к успехам других детей, поэтому нередко агрессивен. Здесь кроются истоки зависти – чувства, с которыми человеку тяжело жить. А самое главное - зависть тормозит развитие.
«Паиньки»
Поведение ребёнка
Как правило, это послушный, воспитанный, примерный ребёнок. Родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Почти в любой ситуации от него требуют в первую очередь соблюдения приличий. Неважно, что он при этом чувствует, каково его мнение. А когда ему не удаётся быть примерным и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями.
Последствия воспитания
Так формируется неискренность, двуличие и желание всегда казаться хорошим. Такой ребёнок в погоне за одобрением легко подвергается любому влиянию, как хорошему, так и плохому.
«Болезненный ребёнок»
Поведение ребёнка
Долго болевший ребёнок выздоравливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители по-прежнему продолжают его опекать, потворствовать его прихотям и такого же отношения требуют от других.
Последствия воспитания
Малыш привыкает всё получать без усилий. В случае отказа выполнения его требований проявляет неуверенность, обидчивость тревожность. Испытывает трудности в общении со взрослыми и детьми.
«Ужасный ребёнок»
Поведение ребёнка
Такой ребёнок воспринимается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряжённости. Эта роль имеет много разновидностей.
Если малыш непослушен, своеволен, действует взрослым назло, то в семье его воспринимают как «мучителя». Но иногда может превратиться в «забитого».
Он постоянно испытывает страх наказания за любой поступок. Этот же ребёнок может оказаться в роли «путающегося под ногами». Он чувствует, что всем мешает, вызывает у всех раздражение и массу всевозможных замечаний.
Последствия воспитания
Малыш становится обидчивым, упрямым.
А у «путающегося под ногами» ребёнка формируется неверие в свои силы, замкнутость.
Важно, чтобы родители помнили, в какой бы роли малыш не был, его они любят. И не то, какие роли приготовлены для ребёнка взрослыми, а образец для подражания, которым являются родители.
Быть родителем – тяжёлый труд. Оно как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребёнок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки заключается в том, что взрослый и ребёнок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой - то из них вам легко быть родителем, на какой - то трудно. Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего же достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитание становится осознанным процессом познания себя и своего ребёнка.