Баян Бюрчиевна Манджиева
Национальное воспитание в калмыцкой семье
▼ Скачать + Заказать документы
Национальное воспитание в калмыцкой семье
Социально-правовые отношения существуют издавна, и как свидетельствуют этнографические материалы, основывались они на народных традициях, которые по своему содержанию были национальными, исходящими из конкретных исторических условий. Закладывались они прежде всего в обычных семьях, среди отдельных членов рода, а затем уже и внутри племени. Регулирующие отношения во всех сферах жизни непосредственно касались и воспитания детей : во-первых, в рамках общественной организации, причем строго последовательно (семья, род, община, племя). Устанавливались определенные нормы поведения по отношению к детям; во - вторых отделившиеся для самостоятельной жизни взрослые дети вырабатывали формы социально-правовых отношений следующей ступени и на этом этапе существовавшие до этого социально-правовые отношения начинали включать в себя эти новые положения, и таким образом развивались вместе с развитием общества.
Публикация «Национальное воспитание в калмыцкой семье» размещена в разделах
Как свидетельствует этнографический материал, обычное право широко использовалось и в народной педагогике. Оно касалось многих вопросов, связанных с детьми. К примеру создание полноценной семьи, сохранение жизни беременной женщины и будущего ребенка, уход за новорожденными и малолетними детьми, охрана здоровья и предупреждение болезни детей, регулирование норм поведения детей и подростков, выбор невесты или жениха, установление многих запретов (табу, определение мер наказания детей за провинность, это и вопросы совершеннолетия, взросления, усыновление детей, трудовое, нравственное воспитание и т. д.
Обычное право в вопросах воспитания основывалось на специфических народных традициях, обрядах и табу. Причем все они действовали как взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы т. к. были тесно связаны со всей материальной и духовной жизнью народа.
Так, одним из воспитывающих элементов в системе социализации личности в калмыцкой народной педагогике были табу, запреты, связанные со всей жизнедеятельностью людей, они носили самый разнообразный характер. Это семейные, общественные, личные. Существовал и целый детский цикл всевозможных запретов, касающиеся толко повседневной жизни детей.
К примеру, детям строго запрещалось: закладывать руки за спину, обхватывать руками колени, складывать руки на животе, груди, ходить на пятках, свистеть, хлопать дверью, петь в постели, беспричинно плакать, вмешиваться в разговор и дела старших, проявлять излишнее любопытство и т. д.
Самое положительное в запретах с точки зрения сегодняшнего дня критического их осмысления - это прежде всего то, что они строго регламентировали лучше всякого официального закона. И не только поведение каждого члена семьи или общества, но и взаимоотношения, как между самими взрослыми, взрослыми и детьми, так и между детьми. При помощи запретов во многом определялась хозяйственная, бытовая, социальная жизнь людей, поддерживалась необходимая дисциплина среди детей, порядок в семье и в обществе. Негласно передавались правила поведения от старших к младшим, сообщались секреты для овладения необходимыми навыками труда, быта, соблюдения личной гигиены, установление личностных взаимоотношений, контактов.
Большое значение в воспитании детей у калмыков отводилось этикету- соблюдению правил поведения дома, в гостях, на улице, в общественных местах. Существовал определенный порядок почитания старших по возрасту, который предусматривал все в поведении человека- речь, лексику, интонацию, жестикуляцию, позу, мимику.
Соблюдение исторически сложившегося общественного, семейного, личного или индивидуального этикета является показателем того, что калмыки как в быту, так и в процессе воспитания придерживались определенной системности. В ее основе были народные знания, традиции, опыт, проверенные самой жизнью. Как у других народов, у калмыков почитается прочная, слаженная, дружная, трудолюбивая семья, строящая свою жизнь на высоконравственных принципах.