Людмила Чебанова
Воспитание детей в неполной семье
▼ Скачать + Заказать документы
Ни одна культура не полагается единственно на отца и мать в деле превращения мальчика в мужчину, а девочки – в женщину. В этом всегда участвует более широкий круг мужчин и женщин, общество в целом. Вхождение в жизнь – школа, институт, работа – понемногу отрывает детей от семьи, их все больше тянет к друзьям, к коллегам по работе. Они обзаводятся своими девичьими, юношескими компаниями. А родители отходят на второй план. И как бы ни было нам обидно – это естественный процесс взросления, становления. Именно в этот период жизни и проверяется эффективность нашего воспитания, того, что было заложено в самом начале.
Публикация «Воспитание детей в неполной семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Но в дошкольный период жизни и далее младший школьный, подростковый именно мать и отец играют основополагающую роль в становлении жизни девочки и мальчика. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери.
Наблюдая в повседневной жизни родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей. Здоровая семейная обстановка упрочивает его нормальное представление об отношении полов гораздо сильнее и больше, нежели цикл лекций или множество книг по этой проблеме.
К сожалению, количество таких благополучных семей уменьшается. Растут неполные семьи, чаще всего без отца. Как показывает жизнь, общение только с мамой, бабушкой лишает детей особого, важного мира отца. Мальчик в общении с отцом учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать ему это нетрудно – достаточно лишь подражать. Но и девочка, которая, в основном, подражает матери, много полезного черпает от отца: с ним ей теплее, надежнее, у нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, она узнает, как мужчины относятся к женщинам. Она начинает понимать природу мужчин. То есть, уроки общения с отцом имеют огромное значение для будущей семейной жизни.
Отец для девочки – это первый и долгое время единственный мужчина в жизни. Он самый лучший и сильный. Он любит без всяких условий. И оттого, какими будут отношения с папой, во многом зависят отношения со всеми остальными мужчинами в ее жизни. Но любовь к отцу не должна стать культом. Иначе трудно будет найти спутника жизни, по многим параметрам подобного отцу.
Отец для мальчика – образец для подражания. Как он ходит, жестикулирует, общается с женой, реагирует на замечания, проявляет нежность, трудится – таким во многом будет и сам малыш, когда вырастет и заведет семью.
Мать для детей обоих полов – это все, воздух, без которого нет жизни. Ребенок, лишенный матери в силу капризов отца или ее равнодушия, - аномальное явление. Оно чревато в большинстве случаев катастрофическими последствиями.
В семьях, в которых живут одинокие женщины – бабушка и мать, нередко складывается тревожное отношение к мужчинам вообще. Дети дошкольного, школьного возраста из реплик и адекватных поступков взрослых приходят к мнению, что много мужчин плохих, что можно прожить без них и т. д. В этом случае детям обоих полов плохо. Мальчик чувствует неуверенность в своих силах (он ведь тоже будет мужчиной, а девочка (пусть пока неосознанно, отторгается от правил благополучной полной жизни.
Нужно отметить, что женщинам в критической ситуации распада семьи, если их мужья хорошие отцы, если их любят дети, важно попытаться сохранить семью или хотя бы позволить отцу принять активное участие в воспитании своих мальчиков и девочек.
Как и в любом воспитательном процессе, очень много сил, времени приходится тратить на воспитание детей в неполных семьях. Главное, чтобы ребёнок не чувствовал своего одиночества. Общение — главное средство воспитания ребёнка. Естественно, особо на это нужно обратить матерям-одиночкам. И самим маме или папе каждую свободную минуту отводить ребёнку, разговаривать с ним, интересоваться делами, причём, стараться действительно проникнуться делами и заботами своего маленького сына или дочери.
Если дети воспитываются в неполной семье, это не значит - в неполноценной. Семья может быть полной, но неполноценной. И, наоборот, там, где есть взаимопонимание, уважение к другим людям, в том числе к тем папам или мамам, которых по каким-то причинам не стало, там, где ребёнок умеет радоваться жизни, - эта семья полноценная.