МААМ-картинки

Нравственное воспитание детей в семье

Олеся Исаева
Нравственное воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственное воспитание детей в семье.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Не один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим внимание. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.

Публикация «Нравственное воспитание детей в семье» размещена в разделах

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушения экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: Семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. … Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность не один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В. Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и необходимость» отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целом рядом представителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, да и сейчас ещё существует такое мнение» [1].

В 60–x годах педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно из звеньев тянущийся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал.

Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении к обще человеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и педагогов. [2]

Что же является сущностью нравственного воспитания?

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и появляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правило нравственности, а так же сама нравственность. [3]

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добываться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница позволенная совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. … У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека. … Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружений, возьмёт пример с родителей…. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [4].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждение личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании главную роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существенные стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [5].

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» [6], - писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

И в заключении хотелось бы сказать. Учитывая всё выше изложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины» [7].

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Литература

Любицына М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

[1] См. : Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и

необходимость// Культура семейных отношений. – М., 1985.

[2] См. : Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье : взгляд сквозь

десятилетие. – 1993.- №6.

[3] См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.

[4] См. : Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

[5] См: Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

[6] См: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

[7] См: Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель 1 категории Болькина Вера Петровна Духовно - нравственное.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно- нравственному воспитанию детей. Так, в «Концепции духовно - нравственного.

Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста. Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Что делать, если ребёнок произнес плохое слово, замахивается на старших? Подобные.

КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Задачи: закрепить знания детей о живой природе, развивать эмоционально – положительное отношение к природе, формировать у детей нравственные.

Нравственное воспитание детей Многие считают, что начинать нравственное воспитание детей надо, когда они подрастут. Они будут понимать и им можно будет объяснить, что.

Нравственное воспитание детей. Рассказы о детях нашей группы. Цель: для развития у детей нравственных качеств: честности, смелости, умения дружить, любить животных и т. д. Я использую в своей работе.

Влияние сказки на нравственное воспитание детей Видео Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей в семье
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 10:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей в семье» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Исаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД