Постникова Надежда Викторовна
Вопросы развития речи в педагогической системе К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы развития речи в педагогической системе К. Д. Ушинского
Введение
В последнее время проблема речевого развития детей становится все
актуальнее. Педагоги всех ступеней образования говорят о снижении уровня
речевого развития подрастающего поколения[5].
Следовательно, возникшая проблема требует эффективных методов и
средств ее решения как современных инновационных, так и классических
Публикация «Вопросы развития речи в педагогической системе К, Д, Ушинского» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ушинский К.Д.
- Темочки
традиционных. В отечественной педагогике одним из основоположников
принципов обучения родной речи выступает Константин Дмитриевич
Ушинский.
Ушинский К. Д. внес огромный вклад в развитие педагогики- именно он
является основоположником научной педагогики в России, также им была
разработана такая область педагогического познания как педагогическая
антропология.
Одним из основных направлений педагогической системы К. Д.
Ушинского в развитии личности ребенка выступает развитие речи. В данной
работе рассмотрены взгляды Ушинского К. Д. на родной язык, выступающий
одним из основополагающих компонентов развития как общества, в целом,
так и каждого ребенка, в частности. Теоретическое обоснование обучения
родному языку Ушинского К. Д. является основой и для современных
методик обучения языку.
Учение К. Д. Ушинского выдержало испытание временем. Оно во
многом актуально и в настоящее время, когда происходит
совершенствование и реформирование системы образования различных
уровней в нашей стране.
1. Родной язык и его роль в воспитании в развитии общества и личности
по К. Д. Ушинскому
Овладение родным языком является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и выступает в современном
образовании основой для обучения и воспитания детей. Развитие речи самым
тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего
мира, развитием личности в целом. В свою очередь всесторонне развитая
личность является эффективным элементом в структуре современного
общества.
Представления и теоретические обоснования о важности и
эффективности овладения родным языком в отечественной педагогической
науке было заложено именно К. Д. Ушинским.
Вопросы развития речи в педагогической системе К. Д. Ушинского
неразрывно связаны с его идеями о народности образования. В своих трудах
педагог подчеркивал, что язык- это слово, а слово- речь. Они есть источники
воспитания[3]. Язык выступает не только средством передачи знаний и
мыслей, но и является средством сохранения этноса. Учёный грамотно и
метко заметил, что «родной язык - это не только лучший выразитель
духовных свойств народа, но и лучший наставник, учивший народ еще тогда,
когда не было ни книг, ни школ. Изучая родной язык дитя как бы вводится в
дух народа, тот единственный живой ключ, из которого бьёт всякая сила и
всякая поэзия.»