Асмик Акопян
Играем пальчиками для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Всемирная практика подтверждает факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Публикация «Играем пальчиками для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
В век компьютерных технологий проблема с речью у детей – очень распространенный фактор. Казалось бы, есть все, что нужно для их развития : компьютеры, планшеты, телевизоры, телефоны, интерактивные и развивающие игра, однако, как показывает практика, все это еще больше усугубляет развитию памяти, мышления, восприятию речи.
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель работы: развитие зрительно- моторной координации у детей в разных видах продуктивной деятельности, которая способствует формированию речевых навыков, творческой активности. Снимает мышечную напряжённость, расширяет словарный запас (дети общаются друг с другом, делятся своими замыслами, помогают друг другу).
Задача работы: не менять ребёнка, а дать возможность самовыражаться, быть самим собой.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании - фломастеры, карандаши, мольберт, пластилин, гуашь, кисти и другое).
• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (из пластмассы, магнитный, мозаики.
• театральная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, перчатки со сказочными персонажами, магнитный театр, ширма для теневого театра со сказочными героями для него).
• методика Фридриха Фрёбеля
• световой песочный стол
• упражнения с липучками, пуговицами, пряжками.
Так же для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание игр меняется, цели и задачи заданий усложняются.
Для родителей оформлен стенд, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводятся консультации для родителей; индивидуальные занятия родителей с ребенком; для закрепления полученного материала дается домашнее задание, создаются буклеты с рекомендациями: "Зачем ребенку рисовать", "Правила рисования карандашами и красками", а так же в процессе занятий с родителями обсуждается, как устранить те или иные трудности, возникшие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Проект «Играем пальчиками – Развиваем речь» зародился благодаря увлечению детей рисованием разной крупой. Так как ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир прикосновением.
Крупотерапия – нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов, жизнедеятельности организма.
Цель - формирование речевых навыков, творческой активности, а также развитие зрительно - моторной координации.
Применение крупотерапии в ходе занятий позволяет решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач :
- Развивать тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
- Снимать мышечную напряженность;
- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности;
- Расширять словарный запас.
- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.
- Стабилизировать эмоциональное состояние.
При работе по технологии «Играем пальчиками – Развиваем речь», используется накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, растяжение, расслабление. И поэтому используюся следующие приемы:
• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений.
• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любой результат ребенка должен быть замечен воспитателем.
• если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре.
Для проведения упражнений используется следующее оборудование: подносы, картон, бумага; простой и цветные карандаши; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, понадобится следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни, льна, крупа (манная, гречневая, пшённая, рис, кукурузная.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Не менее эффективен прием «сухого бассейна» : для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. Для проведения упражнений используются пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки. В «сухой бассейн» бросаются мелкие игрушки, камушки дети с интересом "ищут клад". Задания интересны, так как дети находят, захватывают и держат предмет ладонью.
На первых этапах работы можно предложить ребенку отсортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При работе с крупой используются различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи. Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
- массаж ладоней с помощью горошины;
- раскладывание в мисочки;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- выкладывание цифр, букв.
Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать. Дети делают разнообразные поделки, аппликации с крупой и являются участниками Всероссийских творческих конкурсов в номинации декоративно-прикладное искусство.
Регулярно используя метод крупотерапии на занятиях, отмечается улучшение мелкой моторики: улучшилась тактильно — кинестетическая чувствительность, понизилась мышечная напряженность, расширился словарный запас детей. Личностно - ориентированный подход в работе с детьми способствовал улучшению памяти и внимания, у них повысилась работоспособность, снизился уровень утомляемости. Таким образом, в результате проведенной работы по применению метода крупотерапии с детьми, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост и очень эффективен в своем использовании.