Любовь Бородина
Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" предусматривает целую систему мер по формированию патриотического мировоззрения граждан, среди которых «активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества». «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» - писал С. Михалков.
Публикация «Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Детство – самая благодатная пора для воспитания патриотических чувств. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России. Знакомство детей с Великой Отечественной войной помогает узнать историю своей страны, родного края.
Приступая к работе по выбранной теме, я подробнее познакомилась с историей родного края, интересными местами и героями прославившими родной город Ливны, изучила соответствующую литературу.
В ходе беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Оказалось, что дети имеют скудные представления о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г., о героях, отважно защищавших свою Родину. Поэтому было принято решение разработать проект «Чтобы помнили…»
Основной целью моего проекта стало воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе расширения знаний о Великой Отечественной войне в родном крае.
Перед собой я поставил следующие задачи:
1. Формировать интерес к изучению истории своего народа, своей Родины, своего города в период Великой Отечественной войны.
2. Познакомить детей с памятными местами родного города.
3. Рассказать детям о героях- ливенцах, прославивших родной край в годы войны.
4. Расширить представления детей о родах войск и военной технике времен Великой Отечественной войны.
5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
6. Помогать родителям сохранять и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
Формирование у детей представлений о городе, его памятных местах, развитие интереса к военному прошлому родного края воспитание уважения к героям- ливенцам проходило через занятия по познавательному развитию, такие, например, как «Моя малая родина», «Память, увековеченная в камне», «Эхо войны», досуги, экскурсии, целевые прогулки, встречи с земляками ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в мирное время.
Для повышения интереса к военной истории родного края в уголке патриотического воспитания постоянно проходили различные выставки: «Эхо войны» (предметы времен Великой Отечественной войны, "Защитники Родины - наши деды и отцы" (фотовыставка) и др. Были оформлены тематические альбомы «Ливны- город дивный!», «Их имена носят улицы города Ливны», «Прошлое и настоящее г. Ливны»; дидактические игры: «Защитники Отечества», «Четвертый лишний», «Памятники родного города»; пошиты головные уборы различных родов войск для сюжетно-ролевых игр и др.
Активное сотрудничество с детской библиотекой города Ливны, городским Домом молодежи позволила детям стать постоянными участниками торжественных мероприятий, смотров-конкурсов, посвященных родному краю и Дню Победы. Детей радушно принимали в краеведческом музее и музее Боевой Славы МБОУ СОШ №2. Следует отметить, что дети неоднократно становились победителями различных дистанционных конкурсов посвященных Дню Победы.
Важным условием эффективного осуществления данного проекта стало тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь родители – это не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.
Работа по ознакомлению с боевым прошлым родного города велась с непосредственным участием всех поколений семьи. Бабушки и дедушки рассказывали о боевых подвигах близких, об интересных фактах своей жизни. Вместе родителями дети посещали интересные места города и области, городские праздничных мероприятий (День Победы, День города, День района).
Особую активность родители проявили в сборе материала для мини-музея «Боевой славы» и создании «Книги памяти», куда вошли рассказы о родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны в боях за родную землю. Беседы о погибших героях способствовали воспитанию у подрастающего поколения уважения к памяти павших бойцов, гордости за своих близких.
В результате проведенной работы у детей и у взрослых расширились знания о городе Ливны в годы Великой Отечественной войны, появился живой интерес к историческим событиям родного края. Дети могли не только назвать памятные мест города, но и рассказать о героях-ливенцах в честь, которых названы улицы. С удовольствием слушали рассказы о войне, делились впечатлениями после тематических экскурсий и праздников.
В нашей стране немало красивых городов и замечательных людей. Маленькие ливенцы вырастут, уедут учиться и работать, но я уверена, что они всегда будут помнить родной город.
Литература.
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" https://cpvrb.ru/programmy/gosudarstvennaya_programma_na_2016-2020/
2. А. П. Казаков Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе.» Беседы о Второй Мировой войне. М., Издательство ГНОМ, 2011
3. А. В. Шипунова «Дошкольникам о войне. Великая Отечественная война» (комплект карточек). Издательский дом «Карапуз». https://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/doshkolnikam/3181-doshkolnikam-o-vojne-velikaya-otechestvennaya-vojna.html#с
4. Елена Долматова, Михаил Телегин «Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?» https://www.p4c.ru/671 Философия для детей.
5. Детям о Великой Отечественной войне. https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/
6. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. https://bookz.ru/authors/maria-zacepina/dni-voin_030/1-dni-voin_030.html
7. Война в твоем городе : Ливны Орловской области. https://www.vrn.kp.ru/daily/24491/646210/
8. Ф. В. Ковалев «Ливны», Тула, Приокское книжное издательство, 1980.
9. А. Ф. Кострица «Край наш Орловский», Тула, Приокское книжное издательство, 1984.
10. Федор Ковалев «Ливны», 2-е издание, переработанное и дополненное, Тула, Приокское книжное издательство, 1991.