Марина Цыбина Казакова
Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема способностей получила фундаментальную теоретическую и практическую разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее - в плане выявления их психологической структуры. Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет положение автора о том, что «по мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения, у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности» [11].
Публикация «Проблема творческих способностей в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В своих работах по проблеме способностей «О социальной природе психики человека», «О формировании способностей», «Проблемы развития психики» А. Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии способностей человека и в меньшей мере (в отличие от Б. Г. Ананьева [1], В. И. Киреенко [8], С. Л. Рубинштейна [11]) придает значение природной стороне способностей; он относит к природным особенностям врожденные типы нервной деятельности.
А. Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль общения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей.
Далее необходимо рассмотреть понятие «творческие способности». Проблеме развития творческих способностей посвящено большое количество работ как отечественных (Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, В. А. Моляко, Н. С. Лейтес, Л. Б. Ермолаева-Томина, так и зарубежных авторов (Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Ж. Тейлор, К. Роджерс, А. Маслоу, Т. Рибо).
Традиционно проблема творческих способностей в отечественной психологии развивается в рамках процессуально-деятельностного подхода. Л. С. Выготский понимает способности как родовое качество человека, как способность к освоению достижений культуры. С. Л. Рубинштейн понимает способности как "систему обобщенных деятельностей", которые являются результатом развития психических процессов (анализа, синтеза и генерализации). При этом он подчеркивает необходимость рассмотрения влияния любых внешних воздействий "через внутренние условия" субъекта: "изучение психических процессов, вскрытие их внутренних условий с необходимостью переходит в личностный план и предполагает его" [10, с. 51-102]. Направление Л. С. Выготского получило свое дальнейшее развитие в трудах П. Я. Гальперина и Л. Ф. Обуховой.
Б. М. Теплов в исследовании способностей акцентировал внимание на индивидуально-психологических особенностях личности. "Не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности" [12]. Любая деятельность в его понимании опосредуется "богатством духовного содержания" испытуемого.
В настоящее время существуют следующие подходы к проблеме творческих способностей. Один из них основан на том, что творческая способностъ (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). Другой подход к проблеме творческих способностей может быть сформулирован следующим образом: высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Такой точки зрения придерживалось большинство исследователей проблем интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг).
Еще один подход относится к случаю, когда творческих способностей как таковых нет. Интеллектуальная одаренность при этом выступает как необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности, а главную роль при определении характера творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности они относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в сложных неопределенных ситуациях. Здесь стоит выделить концепцию Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, обусловленной определенной психической структурой [4]. По ее мнению, то, что принято называть творческими способностями, на самом деле «есть способность к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности», то есть речь идет о способности к познавательной самодеятельности. Концепцию Д. Б. Богоявленской отличает понимание творческих способностей как способности к развитию деятельности по инициативе субъекта.
В целом понятие активности вводится в структуру творческих способностей многими исследователями: интеллектуальная активность (Л. С. Славина, Н. А. Менчинская, умственная активность (Н. С. Лейтес, исследовательская поисковая активность (А. М. Матюшкин, В. Н. Соколов, Дж. Берлайн, Э. А. Голубева, Н. И. Данилова и др., познавательная активность (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, неадаптивная активность (В. А. Петровский).
Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению совершать на пользу обществу инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности [2].
Таким образом, мы делаем важный для нашего исследования вывод о том, что творческую способность можно определить как комплекс свойств и качеств личности, который обеспечивает ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности творящей личностью.
Исследуя проблему творчества, ученые предложили назвать способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью [14].
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Все определения данного понятия были проанализированы и разделены на шесть типов:
- гештальтистские – описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;
- инновационные – ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;
- эстетические или экспрессивные – делающие упор на самовыражении творца;
- психоаналитические или динамические – описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я);
- проблемные – определяющие креативность через ряд процессов решения задач; к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: «креативность – это процесс дивергентного мышления»;
- разные определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше[13, с. 123].
Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности.
Торранс и Гилфорд упоминают шесть параметров креативности:
– способность к обнаружению и постановке проблем;
– способность к генерированию большого числа идей;
– гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
– оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
– способность решать проблемы - способность к анализу и синтезу.
Выделенные параметры имеют особое значение, так как они используются в нашей опытно-экспериментальной работе.
Основные отличительные особенности креативности выделила Л. Б. Ермолаева-Томина:
1. Креативность – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
2. Креативность на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной.
3. При формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму – сверхсознание. Сверхсознание интегрирует в себе наиболее обобщенные механизмы протекания творческого процесса в свернутом виде, когда в самом акте восприятия происходит трансформация объекта в художественный образ, открытие закономерности или решение проблемы.
4. Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз – умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.
5. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческий художник, например, может быть одновременно и столь же творческим исследователем, организатором, педагогом [7, с. 64-68].
Таким образом, креативность, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы [7, с. 68].
Для нашего исследования особое значение приобретает вопрос о процессе формирования и развития креативности. По мнению В. Н. Дружинина, развитие креативности проходит как минимум две фазы [6] :
1) «первичная» - как общая творческая способность, неспециализированная по отношению к определенной области человеческой деятельности; 2) формируемая на основе «общей креативности» «специализированная» : способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Сенситивный период первого этапа наступает в 3-5 лет, когда подражание взрослому является основным механизмом формирования креативности. Возможно, что на какое-то время креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»). На втором этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Здесь каждый определяет для себя тех, кому стремятся подражать.
Для развития креативности необходимо знать не только структуру способностей к творчеству, но и самого себя. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
По мнению Е. Л. Яковлевой [15], реализация индивидуальности – это есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творческости не предметны (в смысле наличия продукта – материального или идеального, а процессуальны, так как творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.
По мнению Н. Ф. Вишняковой, креативная личность наиболее эффективно развивается в процессе сотворческой деятельности. В этом случае происходит переход к новому действенно-преобразующему типу психологического знания, «который не отвергает предшествующие типы знания – эмпирический и созерцательно-объяснительный, он включает их в себя в преобразующем виде» [5].
По мнению Я. А. Пономарева [9], с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку данный автор считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).
По мнению Е. Басина, творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.
Таким образом, мы считаем, что именно детский сад и школа должны стать тем местом, где осуществляется самореализация каждого ребенка. Поэтому так важно, чтобы именно в этих учреждениях дети нашли тот вид деятельности, в котором они будут наиболее успешными. Не менее важным является то, что в рамках дошкольного и школьного обучения в центре внимания педагога должны быть достижения детей в тех областях, где наиболее ярко проявилась степень его самореализации [3].
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М. : Наука, 1977. – 280 с.
2. Байков, Ф. Я Ученье и творчество : Исслед. передового опыта работы учителей Псковск. обл. – Л. : Лениздат, 1979. – 149 с.
3. Берулава, М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М. Н. Берулава // Гуманитаризация образования № 1, 1998. - С. 14-24.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 320 с.
5. Вишнякова, Н. Ф. Рефлексивно-креативный подход к управлению творческим процессом / Н. Ф. Вишнякова // Гуманитаризация образования № 1, 1998. – С. 25-30.
6. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М. : Лантерна вита, 1995. – 150 с.
7. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества : Учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.
8. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М. : АПН РСФСР, 1959. – 304 с.
9. Пономарев, Я. А. Психология творчества. – М. : Издательство «Наука», 1976. – 302 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М. : Изд-во Акад. наук СССР. – 1959. – 354 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии № 4, 1989. – С. 89-95.
12. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики). – М. : Наука, 1968. – 272 с.
13. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии № 4, 1998. - С. 123-132.
14. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
15. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997. – 314 с.