Татьяна Литвин
Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Определение воображения и выявление специфики его развития- одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А. Я. Дудецкого (1974, существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А. В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие «вообще пока излишне- во всяком случает в современной науке» (там же, с. 345-346) .
Публикация «Анализ подходов к изучению творческого воображения дошкольников в современной психологической литературе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Действительно, воображение тесно связано с процессами мышления, включено в различные ступени познания. Но, на наш взгляд, существует специфика воображения, которая не всегда отражена в его определениях. Наша задача- не двать еще одно, исчерпывающие определение, а выявить эту специфику воображения, ограничив тем самым предмет нашего исследования.
Прежде всего встает вопрос о том, какое воображение мы изучаем. Традиционно (С. Л. Рубинштейн, 1946; А. В. Петровский, 1977; А. Я. Дудецкий, 1969, 1974; Л. С. Коршунова, 1979 и др.) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (сновидения, галлюционации). Активное воображение подразделяется, как правило, на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих описанию; творческое – на создание новых образов.
Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открыть новые, сущностные характеристики действительности.
Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А. В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом : «Творческое воображение, в отличии от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» (1977, с. 345).
Современный словарь по педагогике рассматривает «творческое воображение» как «разновидность воображения, заключающегося в самостоятельном создании новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое…
Отличительный особенностью воображения творческого является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулирует не только потребностям человека, но и интересами всего общества, в изобретениях в области науки и техники. Продукт воображения творческого не всегда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может оставаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике не возможно».
Л. С. Выготский называл воображение основой творчества. Творческое воображение, по мнению Л. С. Выготского, протекает «как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний». Результат творческого воображения может быть материализован.
Задачи творческого воображения, отмечал А. Л Венгер, состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. Творческое воображение необходимо каждому человеку в любом виде труда. «Творческое воображение- это вид воображения, создающий новые образы и понятия»
И так, творческое воображение- это процесс создания новых образов, представлений, которые воплощаются затем в любом виде деятельности.