татьяна туланова
Большие напольные куклы как средство коррекции поведенческих отклонений
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия – метод психолого-педагогической помощи детям и подросткам, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией. Применение больших напольных кукол, как инновационный метод социальной реабилитации используется в ГКУ СО «Сергиевский КЦСО «Янтарь». Это новая форма работы, с помощью которой у ребенка корректируется неразвитая речь, тревожность, агрессивность, неусидчивость, невнимательность, повышенная застенчивость.
Публикация «Большие напольные куклы как средство коррекции поведенческих отклонений» размещена в разделах
Куклы используются в работе с детьми практически любого уровня развития, так как педагогом обязательно устанавливается атмосфера теплоты и принятия, направленная на соответствие потребностей каждого ребенка. Применяется индивидуальный подход к каждой ситуации.
Данное направление работы позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Оно широко используется для разрешения внутри- и межличностных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т. п. Оно применяется для оказания помощи детям, чей жизненный путь трудно назвать благополучным, которые с недоверием относятся к миру взрослых.
Данные куклы конструируются таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка становятся ногами куклы.
На занятиях создаются условия, при которых каждый ребенок может при помощи куклы говорить о самых сокровенных и важных для него вещах. Под руководством специалистов дети разыгрывают маленькие сценки, задача которых выявить то, что тревожит ребенка, что мешает его гармоничному развитию и наметить пути преодоления поведенческих недостатков.
При работе с такой куклой используется индивидуальная и групповая формы работы. Вначале педагог совместно с психологом, выявляет актуальные проблемы ребенка - проводятся тесты для исследования психоэмоционального состояния ребенка, выявления актуальных проблем и определения основных направлений работы. По результатам обследования составляются индивидуальные программы. Далее ведется индивидуальная работа с ребенком: использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. На занятии игрушка попадает в травмирующий сюжет, страшную историю, и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и пр.) и снятием нервно-психического напряжения.