Татьяна Ильина
Конспект НОД в средней группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Ручеёк»
Конспект НОД
в средней группе «Пчёлка»
на тему «Волшебный магнит».
Воспитатель: Т. Н. Ильина
2017г.
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Для составления данного конспекта была использована следующая литература: Основная общеобразовательная программа МБДОУ, составленная на основе комплексной образовательной программы «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой; «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. ; интернет – ресурсы. Материал подобран с учётом уровня развития детей, их знаний и умений. Введение в НОД сундучка с сюрпризом и тайного мешочка с магнитами настраивает детей на решение познавательной задачи, что превращает само занятие в увлекательную игру, вовлекает детей в поисковую деятельность и отвечает на интересующие ребёнка вопросы, самостоятельной проверки своих предположений, воспитывает желание прийти на помощь. Художественное слово привлекает внимание к теме. В ходе проведения НОД предусматривается смена умственной и двигательной деятельности, Проблемные вопросы активизируют экспериментально-мыслительную деятельность. Рациональное использование зон, сохраняет у детей интерес к деятельности.
Цель.
Развить познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности,
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей,
Развивающие:
- развивать у детей представления о магните и его свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность,
- развивать стремление к самостоятельному познанию и размышлению,
Обучающие:
- познакомить с понятиями «магнит»;
- формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, побуждать делать простейшие выводы и обобщения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное.
Материал и оборудование:
-Сюрпризный мешочек и сундучок.
- подносы с железными, пластмассовыми, резиновыми, деревянными и другими предметами;
- пластиковые стаканы;
- колодец с водой;
Развивающая среда. Групповая комната, поделенная на зоны.
Активизация словаря: магнит, притяжение, опыты.
Предварительная работа.
Игры с магнитной доской и магнитным театром, конструктором; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»
Методы. Наглядный, словесный, практический.
Приёмы. Вопросы, побуждающие к постановке проблемы; схематичное моделирование опыта; поощрение, похвала.
Ход НОД
1. Вводная часть. Здороваемся с гостями. Постановка проблемной ситуации
Организационный момент:
Воспитатель собирает детей на ковре
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Ребята, посмотрите, что это такое? (появился сундук и мешочек)
-Интересно, а почему мешочек прилип к сундучку?
Воспитатель пытается оттянуть мешочек от сундучка.
Посмотрите, ничего не получается.
Что такое лежит внутри мешочка? (достает большой камень-слепленные вместе несколько магнитов)
Посмотрите, это не один камень, а много камешек собрались все вместе. Давайте, мы их разделим. Присели на коврик в кружок:
Посмотрите, они снова притягиваются друг к другу. Это не простые камни, а волшебные и называются они …. может кто-нибудь знает, и сможет ответить - магниты
Ребята, а вы знаете, у магнита есть свои секреты? Хотите узнать, что это за секреты? Рассмотрите свои камешки.
Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь?
Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий?
Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?
Воспитатель выслушивает ответы детей
Вывод: Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные,
без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера
(большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают
разной формы.)
Показывает на большой цветной магнит :
Вот перед вами волшебный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- Давайте откроем сундучок и узнаем, что в нем есть. Ой, он закрыт. Чтоб его открыть, что нам нужно? Правильно, найти ключ. А может быть, ключ спрятали под сундучком?
-Воспитатель крутит сундук…. Нет, здесь только конверты. Что это за конверты? Может здесь подсказка для нас или задания и, если мы все выполним правильно, мы найдем ключ.
Воспитатель: (открывает конверт, достаёт письмо, читает) :
«Ключик из колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт».
Отправляемся в лабораторию: Вокруг себя повернись и в лаборатории окажись!
Подходят к столику №1
Прежде, чем мы присядем, давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
Дети перечисляют правила
2. Основная часть.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Снова смотрит в письмо: вот и первое задание-нужно выяснить с какими предметами дружит и с какими не дружит магнит.
Опыт1 «С какими предметами дружит магнит?»
Воспитатель: Ребята, а как нам узнать какие предметы дружат с магнитом, а
какие нет? Что же нужно сделать? (Ждёт ответов детей, затем подсказывает).
Проводят магнитом над предметами и выбирают те, которые притягиваются к магниту, выкладывают их в отдельную ёмкость.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие предметы притянул магнит? Ответ детей (Шурупы, гайки, булавки)Давайте те предметы, которые притянулись к магниту будем складывать на отдельный поднос. Дети аккуратно складывают на поднос предметы.
Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала они сделаны?
Дети: Они все из металла.
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их
рассмотрим. (Рассматривают) Ответы детей (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Воспитатель: Из какого материала остались предметы? (из пластмассы, из
дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: магнит не притягивает пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Вывод: Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
- Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка
«Две сестрицы-две руки»
-Продолжаем наше путешествие.
Опыт №2 «Магнит и скрепка в воде».-проходим к следующему столу
Воспитатель:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
В: Снова обращается к конверту: Сейчас необходимо выяснить - сохраняются ли свойства магнита в воде? Давайте проверим это. Положите в стакан с водой скрепку. Положили. Теперь нам нужно скрепку достать из стакана, не намочив пальчики. Как же это сделать? (с помощью магнита) Ребята, как вам удалось достать скрепку?
Дети: магнит её притянул даже через стенки стакана.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?
Дети: Сохраняются. И в воде магнит притягивает предметы.
Вывод: магнит может действовать на предметы через стекло и воду.
Проводят опыт №3 «Танцующая скрепка» (за этим же столом.)
Воспитатель: Я вам сейчас покажу фокус «Танцующая скрепка»
(Скрепка на плотной бумаге, магнит под бумагой).
Воспитатель: Почему она танцует? Да как грациозно!
Дети: Магнит притягивает.
Воспитатель: Не только через стекло, воду, но и через картон и бумагу, магнит притягивает металлические предметы.
Сейчас вы, мои маленькие фокусники, заставите свою скрепку танцевать. Скрепка у нас уже есть, вот вам плотная бумага: на лист бумаги кладём скрепку, под листочком прикладываем магнит (начинаем движение). Пробуем. (У кого не получается- пробуем, уверяем, что получится, учим).
Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через бумагу.
Если будет время.
Опыт № Соедини «нужные» предметы с магнитом волшебной линией
На карточках изображение магнита в центре, вокруг картинки с изображением различных предметов, разного качества. Необходимо выбрать только те предметы, которые «дружат» с магнитом и соединить с изображением магнита.
Рефлексия
Вот и мы раскрыли все секреты волшебных свойств магнитов.
Подводим детей к мольберту и обращаем внимание на карточки с «секретами», которые таит в себе магнит. Обсуждаем, закрепляем полученные знания.
В. : Ребята, давайте вспомним, что было сказано в письме: «ключ из колодца достанет тот, кто в лаборатории ответ найдёт». Мы с вами нашли ключ?
Ответы детей: Нет
В. : мы знания в лаборатории получили?
Дети: Да.
В : Какие? Мы выяснили, что магнит…показывает на 1 карточку
Д: Магнит дружит с ….магнит притягивает металлические предметы.
В: показывает на следующую карточку: магнит не дружит (не притягивает) с …. перечисление предметов (дерево, пластмасса, резина….)
В: Магнит сохраняет свои свойства в воде, и притягивает предметы через бумагу и через стенки пластикового стаканчика. А у меня даже получилось достать из стеклянного стакана металлическую гайку. - обращает внимание на следующую карточку-схему.
В: Вы большие молодцы, с такими умениями и знаниями мы смело можем отправиться за ключом…
Опыт №4 «Удочка».
Подходят к колодцу- встают вокруг
Но колодец глубокий – не стакан, а магнит маленький, как же достать с его помощью ключ со дна?
Дети: можно взять большой магнит
В: молодцы (берёт большой магнит….)
Дети: предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель привязывает магнит к верёвке и медленно и аккуратно опускает в воду, привлекая внимание детей.
Дети обсуждают, приходят к выводу, что надо привязать верёвку к
магниту и опустить в колодец.
Ура, достаём ключ и бегом к сундуку. Открываем, а там подарок! Точнее, карточка с изображением подарка. С обратной стороны воспитатель находит пояснение-подарок у вас в группе.
В: Ну что ж дети, скорее возвращаемся в группу : Вокруг себя покружись, и в группе «Пчёлка» очутись!
Дети вместе с воспитателем перемещаясь по группе, находят подарок-пазл.