Анастасия Томилова
Исследовательский проект «Волшебный лимон» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Северо-Плетнёвский детский сад «Солнышко»
Юргинского муниципального района – филиал МАОУ
«Северо-Плетневская СОШ»
Направление «Берегите здоровье смолоду»
«Этот волшебный лимон»
Автор и руководитель:
Томилова Анастасия Владиславовна
Старшая группа «Солнышко»
2022г
Публикация «Исследовательский проект „Волшебный лимон“ в старшей группе» размещена в разделах
Проект в ДОУ "Этот волшебный лимон"
Автор работы:
Томилова Анастасия Владиславовна
Руководитель проекта :
Воспитатель: Томилова Анастасия Владиславовна
Учреждение: «Северо-Плетневский детский сад «Солнышко» Юргинского муниципального района – филиал МАОУ Северо-Плетневская СОШ»
Группа : Старшая группа «Солнышко»
Автор проекта для воспитанников ДОУ о лимоне «Этот волшебный лимон» планирует расширить знания детей детского сада о данном цитрусовом фрукте, об особенностях его выращивания и употребления в пищу. Также, автор исследовательского детского проекта расширяет кругозор детей, рассказывая о широкой сфере применения лимонов.
Проект в детском саду «Этот волшебный лимон» содержит ряд опытов, демонстрирующих, что один лимон может служить как лекарством от простуды, так и пятновыводителем во время стирки, доказывает, что лимон является очень полезным фруктом для людей.
Данный проект о полезных свойствах лимона познавательный и развивающий, способный заинтересовать детей ДОУ в изучении окружающего их мира. Работа направлена на ознакомление с разнообразными свойствами лимона, выделение его достоинства и полезных свойств, которые можно использовать в быту и другой деятельности человека.
Оглавление
Введение
1. Что за фрукт лимон?
2. Польза лимонов.
3. Эксперименты
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность. В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все самое интересное и необычное. Каждую весну, организуя в своей группе мини - огород на окне, дошкольники с интересом наблюдают за появлением из семени растения: огурцы, помидоры, перец и др., за дальнейшим их развитием, появлениям плодов. Но у старших дошкольников появляются более интересные предложения, о том, что можно вырастить на окне, кроме овощных культур?
Проблема: Многие люди испытывают зимний и весенний авитаминоз, т. е. нехватку витаминов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Они не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С» (аскорбиновой кислоты, которая поддерживает наш организм в рабочем состоянии, укрепляет иммунитет. И это лишь одно из достоинств этого «чудо–фрукта»! Когда кто-то болеет, то всегда пьют чай с лимоном. Интересно, чем же полезен лимон при простуде? (убивает микробы в организме человека). Какими ещё полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? Чем же еще полезен и интересен лимон?
Исходя из этого, нами определены:
Объект исследования – лимон.
Предмет исследования - свойства лимона.
Гипотеза: Предположим, что лимоны обладают полезными свойствами и обладают интересными особенностями при взаимодействии с другими веществами, которые могут использоваться человеком в быту и разнообразной деятельности.
На основании выдвинутой гипотезы, нами сформулирована основная
цель исследовательской работы
Цель: Расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.
Задачи исследовательской работы :
1. Собрать сведения о полезных свойствах лимона, о веществах, которые содержатся в его плодах;
2. Изучить историю происхождения лимона.
3. Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
4. Побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу;
5. Активизировать в речи термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.
6. Провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействию его с другими веществами.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап: Подготовка материалов для проведения исследовательской работы : сбор дополнительной информации о лимоне, его свойствах, подбор литературы, посуды, инструментов для организаций опытной деятельности.
Основной этап: Опыты с лимоном;
Чтение художественной и научной литературы.
Заключительный этап: Презентация проекта "Волшебник - лимон"
Рассматривание энциклопедии «Мир растений»;
Беседы с детьми по теме;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание растения;
Беседа с медсестрой
Практическая значимость.
Для педагогов: Материалы исследовательской работы могут быть использованы в процессе различных видов деятельности с дошкольниками и младшими школьниками; при составлении рекомендаций по употреблению и использованию лимона в быту, другой деятельности человека.
Для обучающихся: расширение имеющихся представлений о лимоне, его полезных свойствах; повышение желания употреблять его в пищу, заботиться об укреплении своего организма; повышение познавательного интереса обучающихся к данной теме и желание узнать больше об использовании необычных свойств лимона в быту и жизнедеятельности человека.
1. Что за фрукт лимон?
Родиной лимона считается северо-запад Индии, однако, доподлинно неизвестно, где он был выращен. В Россию лимон был завезен более ста лет назад из Турции. В селе Павлово-на-Оке, неподалеку от Нижнего Новгорода, гостили турецкие купцы и угощали хозяев лимонами. Из лимонных косточек жители стали выращивать лимонные деревья в домашних условиях.
За сезон снимали с одного дерева по 10-15 плодов. Вскоре слава о Павловских лимонах пошла по всей России. Более ста лет назад этот товар наравне с другой невидалью нарасхват раскупали на шумных нижегородских ярмарках [1].
В Нижегородской области появился первый в мире памятник лимону. Такой чести этот фрукт удостоился потому, что согласно легенде, местные жители вывели морозоустойчивый цитрус сами. Название «лимон» произошло от малайского слова «лемо». В Индии этот плод называется «ниму», а в Китае «лимунг», что означает полезный для матерей.
Лимон – это цитрусовый фрукт длиной до девяти сантиметров, ярко желтого цвета, овальной формы. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Возраст деревьев может достигать 45 лет и высоты до 6 м.
Молодые листья лимонного дерева имеют красноватый окрас, затем становятся темно-зелёными в верхней части кроны и светло-зелёными в нижней. Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому лимон более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы (н-р, апельсин) и в меньшей степени способен оправиться от обморожения [2].
Лимон успешно проращивается из семян, его можно вырастить даже в квартире. Растение живет и плодоносит до 30 лет. Лимоны собираются как можно раньше, ещё зелеными, но уже набравшими сок. Дозревание происходит в процессе перевозки и хранения, таким образом, сохраняется товарный вид плодов.
Зелёные плоды могут храниться в течение 4-х месяцев. Желтый спелый лимон можно долго хранить в холодильнике, где в закрытой ёмкости он сохранит влагу. Об этих полезных свойствах лимона зимой и ранней весной вспоминают многие из нас, т. к. этот желтый фрукт не теряет витамины в течение долгой зимы[3].
Лимон содержит огромное количество витаминов и служит не только неплохим дополнением к чаю, но и источником бодрости и красоты. Из лимона получают лимонную кислоту, которая хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств, и поэтому активно используется человеком.
Лимонная кислота является самым популярным подкислителем, придает продуктам приятный кисловатый привкус. Используется в пищевой промышленности для изготовления таких продуктов, как майонезы, кетчупы, желе, джемы, соусы, консервы, плавленые сыры, подливы, кондитерские изделия, др.
Обладая отбеливающим свойством, лимонная кислота используется в косметологии для удаления веснушек, пигментных пятен на коже, для укрепления ногтей. Лимонная кислота широко применяется в медицине для лечения некоторых болезней. Лимонную кислоту добавляют в определенные виды лекарственных препаратов. Например, когда болит горло - рекомендуется прополоскать его разбавленным лимонным соком[4].
2. Польза лимонов
В группе мы встретились с медсестрой Надеждой Владимировной, нашего детского сада, для того чтобы узнать о полезных свойствах лимона и его влиянии на здоровье человека. Она рассказала о том, что лимон укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен, помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет лечение, предохраняет организм от вирусных инфекций.
Также употребление лимона, соков и напитков на его основе повышает эластичность кровеносных сосудов, помогает очистить организм от токсинов – веществ загрязняющих и ослабляющих организм, и самое важное - лимон предотвращает авитаминоз!
А какими же еще свойствами обладает этот фрукт?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мы провели цикл опытов.
Опыт №1 «Спасательный жилет».
Оборудование: Две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).
Ход проведения: Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт №2 «Получаем лимонный сок»
Оборудование: Лимон, марля, соковыжималка, ситечко.
Ход проведения: Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт №3 «Лимон осветляет чай»
Цель: Узнать, как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае, который меняет цвет наших зубов.
Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.
Ход проведения: Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.
Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.
Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».
Оборудование: Яблоко, лимон, тарелка.
Ход проведения: Делим яблоко на части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.
Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.
Опыт №4 «Лимон пятновыводитель»
Опыт «Лимон-пятновыводитель»
Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.
Оборудование: йод, салфетка, лимон.
Ход проведения: На салфетку мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.
Вывод: лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.
Опыт №5 «Невидимые чернила»
Опыт «Засекреченное послание».
Цель: Узнать, что происходит с лимонным соком при нагревании.
Оборудование: Половинка лимона, ватная палочка, чашка воды, лист бумаги.
Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды. Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать «письмо» на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.
Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге
Заключение
В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, косметологии, в быту. Серия опытов доказали, что лимон можно использовать как пятновыводитель, он является осветителем для чая и фруктов. Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в разных видах деятельности. Поистине, лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт.
Список литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
2. Киселева Л. С. Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель. Издательство: АСТ, 2009 г.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.
5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. Издательство: Харвест, 2006 г.
6. Блэйз А. - Энциклопедия полезных комнатных растений. М. : Олма-Пресс, 2000год.
7. Денисова Т. А. «Удивительный мир растений» : Пособие для учащихся. – 3-е изд-е М. : Просвещение, 2004
8. Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз».
9. «Лимоноград» В. Дадыкин// «Наука и жизнь» №12, 2004 год.
10. «Сказочный справочник здоровья» Л. Скребцова, М. Скребцова, А. Лопатина, изд. «Амрита-Русь», 2004 год.
11. Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л. А. М. : АСТ, 2002 год.