Ирина Ожогина
Конспект логопедического занятия «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие у детей фонематического восприятия, речевого слуха, умения определять место звука в слове, умения дифференцировать звуки;
Задачи:
Развивать слуховое восприятие, речевой слух, фонематический слух;
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слова;
Автоматизировать правильное произношение звуков;
Обогащать пассивный и активный словарь;
Закреплять речевые навыки;
Развивать умение давать характеристику звуку (согласный-гласный, твердый – мягкий, звонкий глухой).
Публикация «Конспект логопедического занятия „Волшебные звуки“» размещена в разделах
Для того чтобы заинтересовать детей на занятиях, важно создать в кабинете яркую творческую атмосферу, что возможно при использовании различных дидактических пособий, которые должны периодически меняться и использоваться в зависимости от поставленных задач. Данное пособие помогает вызвать интерес к занятиям и закреплять такие понятия как Звук-Буква, развивать память и речь.
Пособие «Волшебные звуки» представляет собой настенное панно:
Дерево, на котором живут согласные звуки в сине-зеленых домиках: твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные, а так же звуки, у которых нет пары.
Синяя корзинка, живут звуки Ж Ш Ц. Это согласные звуки, всегда твердые.
Зеленая корзинка, живут звуки Щ,Й,Ч. Это звуки согласные, всегда мягкие.
Красно-синий круг. На нем закреплены гласные звуки А О Ы У Э.
Красно-зеленый круг, на нем закреплены гласные звуки Я Ё Ю И Е.
В процессе занятия с детьми уточняем, что согласный звук может быть мягким или твердым, в зависимости от того, какой гласный звук стоит после согласного. Согласные звуки могут парными или глухими, парными и не парными. Так же есть два знака : Ъ и Ь (живут на отдельных шариках).
Логопед показывает детям картинку - артикуляцию гласного звука. Дети пропивают каждый из гласных звуков (Картинки Артикуляция звуков).
А – Широко расставив ноги,
«А» кричит: «Уйди с дороги!»
О – Буква «О» в шар превратилась
И тихонько покатилась
Ы – Совята слыхали от совы,
Что нету слов на букву «Ы»!
Э – Это «Э» с огромным ртом
И большущим языком!
У - «У» похожа на сучок,
На нём спрятался сверчок!
Упражнение «Заборчик» используется для работы над слоговой структурой слова. Детям выдаются картинки. Каждый ребенок называет то, что изображено на картинке. Определяет количество слогов в слове и кладет картинки перед заборчиком с 1 слогом, 2 слогами,3 слогами.
Для закрепления работы над слоговой структурой слова с ребенком проводится следующее упражнение: выдаются полоски – схемы на определение количества слогов в слове (1 слог, 2 слога, 3 слога и т. д.). В данном упражнении используются картинки либо логопед предлагает слово. Ребенок определяет количество слогов в слове, выбирает соответствующую схему и с помощью кружков выкладывает слово (одновременно решается задача по звуковому анализу слова). Раздаточный материал: зеленые, синие - для обозначения мягкого или твердого гласного звуков; красные кружочки - для обозначения гласных звуков.
Для закрепления звука в активной речи ребенка проводится упражнение с использованием схем-полосок, где три схемы с гласным звуком, три схемы с мягким согласным, три схемы с твердым согласным, где заданный звук стоит в начале, в середине, конце слова. Ребенок называет с какого звука начинается слово (гласный или согласный звук) и на какой звук заканчивается слово; определяет мягкий или твердый согласный. При выполнении данного упражнения используются символы, которые обозначают звонкость или глухость согласного звука. Колокольчик обозначает звонкость согласного звука, наушники обозначает глухость согласного звука.
Для развития мелкой моторики, запоминания букв, с детьми проводят упражнение – выкладывание букв с помощью счетных палочек. Дети выкладывают буквы из палочек по образцу или без образца. В ходе проведения упражнения напоминаем детям, что буквы мы пишем и видим, а звук говорим и слышим. Можно предложить ребенку, чтобы он сравнил букву с каким – либо предметом, на что она похожа. Буквы можно вылепить из пластилина либо прописать на рассыпанной в подносе манной муке.