Ирина Барулина
Консультации для воспитателей «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Изобразительная деятельность – важная часть всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только освоению художественных навыков, но и развитию воображения, эмоционального восприятия, тонкой моторики и способности к самовыражению. В процессе рисования, лепки, аппликации дети экспериментируют, воплощают свои идеи и переживания, учатся взаимодействовать с различными материалами.
Цели и задачи развития творческих способностей в изобразительной деятельности
Цель:
Создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников в процессе художественной деятельности.
Задачи:
• Развивать воображение, креативное мышление, способность к самостоятельному творческому поиску.
• Формировать художественно-эстетический вкус и эмоциональную отзывчивость.
• Ознакомить с разнообразными художественными техниками и материалами.
• Создавать комфортную среду, в которой ребёнок сможет свободно выражать себя через творчество.
Методы и приёмы развития творческих способностей в ИЗО-деятельности
1. Свободное экспериментирование с материалами
• Использование нетрадиционных техник рисования: рисование пальцами, отпечатками листьев, мыльными пузырями, нитями.
• Соединение разных видов изобразительного искусства (рисунок + аппликация, рисунок + пластилинография).
2. Стимулирование детского воображения
• Занятия по рисованию на основе сказок, музыки, природы.
• Метод «дорисуй картинку» – детям предлагают часть изображения, и они придумывают продолжение.
• Игровые приёмы: «волшебная кисточка» (рисование «невидимыми» линиями, которые проявляются при раскрашивании акварелью).
3. Развитие самостоятельности в выборе сюжетов и техник
• Предложение детям самим выбрать тему работы.
• Создание коллективных картин, где каждый вносит свой вклад.
• Использование метода ТРИЗ (теории решения изобретательских задач): придумывание необычных персонажей, новых форм предметов.
4. Создание атмосферы творчества и вдохновения
• Размещение детских работ в группах, организация выставок.
• Работа с разными текстурами: рисование по ткани, песку, стеклу.
• Включение музыки в процесс художественного творчества.
Игровые задания для развития творческих способностей
1. «Рисуем музыку» – дети слушают классическую или народную музыку и рисуют, какие образы им представились.
2. «Что спряталось в пятнах?» – разбрасываем на листе краску, а затем рассматриваем, на что похожи получившиеся пятна, и дорисовываем детали.
3. «Необычная кисточка» – рисование различными предметами: ватными палочками, губками, свечкой, вилками.
4. «Придумай персонажа» – дети создают нового сказочного героя и рисуют его.
Роль воспитателя в развитии детского творчества
• Создание условий для свободного самовыражения.
• Развитие у детей уверенности в своих силах («всё, что ты нарисовал, – это ценно и интересно»).
• Использование индивидуального подхода, учёт предпочтений каждого ребёнка.
• Демонстрация различных художественных техник, создание вдохновляющей атмосферы.
• Обсуждение работ без критики, а с акцентом на уникальность каждого рисунка.
Заключение
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности помогает детям становиться смелее в самовыражении, расширяет их воображение, способствует эмоциональному раскрытию. Главное — создать условия для творчества, исключить страх ошибки, поощрять инициативу и фантазию, превращая занятия ИЗО в увлекательный процесс исследования и самопознания.