Татьяна Мартынова
«Волшебные замки из пены». Конспект занятия (терапия мыльными пузырями)
▼ Скачать + Заказать документы
Терапия мыльными пузырями.
Арт-терапия – это очень простое и очень полезное занятие для детей. Занятия, на которых ребенок может не только выражать свои переживания, проблемы, внутренние противоречия, но и самовыражаться творчески. Именно самовыражения, а не художественных навыков требует арт-терапия, что тоже не маловажно при решении проблем ребенка.
Публикация «„Волшебные замки из пены“, Конспект занятия (терапия мыльными пузырями)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенные стороны бессознательного мира, требующие выражения или гармонизации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам и перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Из опыта своей работы я знаю, как порой не просто бывает вывести ребенка на диалог, тем более, если ребенок вспоминает, или болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Арт-терапия в таких случаях может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Существует ряд условий для проведения подобных занятий :
• Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
• Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
• Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
• Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.
Рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов и страхов. Именно поэтому в работе стараюсь использовать неожиданные для детей материалы для игры и рисования. Одним из таких материалов являются мыльные пузыри.
Дети любят играть в мыльные пузыри, для них это подобно маленькому волшебству. А если эти пузыри оставляют еще и изящные отпечатки на бумаге – это приводит их в неописуемый восторг.
Разнообразие игры с мыльной пеной позволяет детям почувствовать разнообразие тактильных ощущений, развивают воображение и творческое мышление, навыки экспериментальной деятельности. Воспитанники с огромным удовольствием рисуют пеной на бумаге, надувают мыльные пузыри и «строят» волшебные пенные замки.
Пример группового артерапевтического занятия с детьми 6-7 лет.
Цель: лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. (Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах, гармонизация личности, формирование способности к сотрудничеству и навыков позитивной коммуникации; снятие психоэмоционального напряжения, сплочение детей, создание атмосферы доверия и принятия.
Задачи: развитие и умение выражать свои эмоции и чувства, развитие фантазии и воображения, развитие уверенного поведения, снятие напряжения.
Материалы: тарелочки для раствора мыльных пузырей, коктельные трубочки, пластмассовые ложки, бумажные салфетки, листы бумаги, гуашевые краски, карандаши, фломастеры, фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог: - "Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас, а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа - улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева - улыбнитесь ему.
Ребята, у меня есть волшебный шар. И он хотел бы знать, о вашем настроении. Сейчас каждый из вас будет говорить такую фразу “ у меня сегодня хорошее настроение, потому что…” и передавать шар другому. Если у вас плохое настроение, ничего страшного – так и говорите, только объясните, почему. Я начну: у меня сегодня хорошее настроение, потому что на улице яркое солнце. Воспитатель передает шар ребенку. Тот рассказывает о своем настроении, потом передает шар следующему и т. п. Каждый ребенок делится своим настроением.
Основная часть.
Упражнение "Волшебный круг"
Психолог: - " Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для
начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? (Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы имеющие форму круга.)
Ответы детей.
Упражнение "Пенные замки"
Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья. С древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой. Сегодня мы с вами тоже маленечко превратимся в волшебников. Перед вами на столе стоят тарелочки с водой, а возле них коктельные трубочки. Сейчас мы с вами будем строить замки из пены или мыльных пузырей. Берем трубочки и выдуваем мыльные пузыри. Вот как здорово у вас получается. Подумайте, кто живет в ваших замках. Ваши замки имеют названия?" Дети выдувают множество мыльных пузырей. Разрешается так же их трогать. (Выдувая пузыри через трубочку у детей вытесняется агрессия.)
Ответы детей.
Упражнение "Удивительные пузыри"
Психолог: - " Ребята, а вы знаете, что мыльные пузыри умеют еще и рисовать? Хотите мы с вами порисуем необычным способом? Для начала выберете цвет, который вам нравится, из гуашевых красок. Ложечкой добавьте эту краску в вашу тарелочку и хорошенечко размешайте. А теперь снова выдувайте пузыри…Прикладывайте ваши листы бумаги к образовавшейся пене. (Количество пузырей - отпечатков на бумаге полностью зависит от желания ребенка) Посмотрите что у вас получилось. Вы можете дорисовать ваши рисунки карандашами или фломастерами "
Пока дети рисуют играет спокойная музыка.
Обсуждение рисунков:
-Почему решил (а) нарисовать именно это?
- Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом?
-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?
Ответы детей.
Этап вербализации и рефлексивного анализа
Психолог: - "Давайте потрем свои ладони одна о другую - чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой, ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"