Лилия Межирицкая
Кружок «Волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Веселые пальчики»
Возрастная группа вторая младшая
Составила воспитатель:
Межирицкая Лилия Наильевна
г. о. САМАРА, 2016г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Это правда, ну чего же тут скрывать?
Дети любят,очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне» Э. Успенский
Публикация «Кружок „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Темочки
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйтон Д., КолдинаД. Н. и др.) .Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
3-4 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть элементарные навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные младшим детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской, что важно для процесса познания окружающего мира. Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Актуальность программы
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности. Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей
Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель.
Формирование интереса к рисованию посредством использования нетрадиционных техник. Развитие у детей художественно-творческих способностей.
Задачи.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Создание интереса к процессу рисования.
Развитие психических процессов и познавательной деятельности.
Развитие у детей уверенности в своих силах, способностях, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия.
Принцип построения программы.
Программа знакомства ребё нка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изо материалов опирается на принципы построения общей дидактики:
Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Используемые методы и приемы работы с детьми.
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игр методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Перечень технологий и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников
ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ для дошкольников-это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Парциальные программы: И. А. Лыкова; Г. С. Швайко.
Формы организации детей
Практические занятия, в т. ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов.
Выставки работ.
Посещение выставок детьми из других групп.
Ожидаемые результаты.
Сформировать у детей знания о нетрадиционных способах рисования. Овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Формировать умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Материалы и оборудование.
Акварельные краски, гуашь; ватные палочки; поролоновые печатки;
коктейльные трубочки; матерчатые салфетки; стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
II ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ недели
Тематика занятий Кол-во
Сентябрь
1 неделя «Дождик, дождик пуще…» 1 занятие
2 неделя «Ягодки и яблоки на тарелке» 1 занятие
3 неделя «Листья жёлтые летят» 1 занятие
4 неделя «Осеннее дерево».
1 занятие
Октябрь
1 неделя «Весёлые мухоморы» 1 занятие
2 неделя «Нарядные матрешки»
1 занятие
3 неделя «Петушок, петушок…» 1 занятие
4 неделя «Ветка рябины».
1 занятие
Ноябрь
1 неделя «Рыбки в аквариуме».
1 занятие
2 неделя «Зайчишка». 1 занятие
3 неделя «Мишка косолапый» 1 занятие
4 неделя «Мои рукавички» 1 занятие
Декабрь
1 неделя «Снег идёт» 1 занятие
2 неделя «Морозко». 1 занятие
3 неделя «Узор на платочке» 1 занятие
4 неделя «Снежок для елочки». 1 занятие
Январь
1 неделя «Ёлочка пушистая» 1 занятие
2 неделя «Весёлый снеговичок» 1 занятие
3 неделя «Новогодний шарик» 1 занятие
4 неделя «Свитер для моих друзей». 1 занятие
Февраль1 неделя «Ёжик» 1 занятие
2 неделя «Вкусный компот». 1 занятие
3 неделя «Открытка для папы» 1 занятие
4 неделя «Мои любимые животные из сказок» 1 занятие
Март
1-2 неделя «Мимоза для мамы» 1 занятие
3 неделя «Украшение чайного сервиза».
1 занятие
4 неделя «Корзина для тюльпанов».
1 занятие
Апрель
1 неделя «Солнышко которое мне светит».
1 занятие
2 неделя «День ночь».
1 занятие
3 неделя «Тюльпаны для мамы».
1 занятие
4 неделя «Цветы для пчелки».
1 занятие
Май
1 неделя «Берёзки» 1 занятие
2 неделя «Сиреневый букет».
1 занятие
3 неделя
«Одуванчики» 1 занятие
4 неделя
«Божьи коровки». 1 занятие
Вывод
Дети овладели определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.
У детей сформировался интерес к нетрадиционным способам рисования. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.
Таким образом, кружковая работа с детьми младшего дошкольного возраста по нетрадиционному рисованию с использованием современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей даёт положительные результаты.
Конспекты занятий для 2-й мл. гр.
Сентябрь.
«Дождик, дождик пуще…»
Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Оборудование: Листы с изображением грядки с капустой и контуром тучки. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы, зонтик для игры.
Ход занятия:
Рассказываю детям русскую народную потешку: Дождик, дождик, веселей!Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, пуще!
Травка будет гуще!
Дождик, дождик, посильней!
Огород ты наш полей!
- Ребята, давайте поможем дождику полить грядки с капустой. Давайте с вами нарисуем тучки, из которых на землю капает дождик. Он польет наши грядки, и у нас с вами вырастет очень много капусты.
Показываю иллюстрации. Обращаю внимание детей на цвет тучки и дождика.
- У тучки, какой цвет? (синий)
- У дождика, какой цвет? (синий)
- Правильно. Тучка и дождик синего цвета.
Прошу детей повторить название цвета тучки и дождика.
Предлагаю детям посмотреть, как я буду рисовать тучку и дождик.
Свои действия сопровождаю пояснением.
- На тучке пятнышки поставлены плотно, почти сливаются, иногда находят друг на друга, а пятнышки – дождинки размещены свободно, «летят» на расстоянии друг от друга. Сначала заполняю пятнышками контур дождевой тучки, затем ставлю более редкие пятнышки под тучкой – показываю, как из тучки идет дождь, сопровождая ритм рисования капель, ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
-Предлагаю детям нарисовать дождик как у меня.
Индивидуально помогаю тем детям, у кого не совсем получается. Прием использую «рука в руку»
Поощряю детей сопровождать ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап».
По окончанию рисования, рисунки развешиваю на мольберте. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие замечательные рисунки получились.
-Что мы рисовали? (дождик)
- Каким цветом? (синем)
- Дождик хорошо полил грядки, и теперь обязательно вырастет хороший урожай.