Елена Дёмочкина
Проект «Волшебные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Авторы проекта: Дёмочкина Елена Валерьевна
Продолжительность проекта – долгосрочный (6 месяцев)
Тип проекта – познавательно - творческий.
Участники проекта - дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Актуальность раннего математического развития дошкольников обусловлена целым рядом причин: более ранним началом школьного обучения, введением ФГОС ДО и ФГОС НОО, реализацией Концепции математического образования в школе, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Публикация «Проект „Волшебные фигуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Математическое образование дошкольников имеет большое значение для их интенсивного развития в целом, развития познавательных интересов и любознательности в частности. Формирование элементарных математических представлений - один из важнейших разделов программы. Формирование представлений о геометрических фигурах как часть этого раздела очень ценно в силу развивающего характера и практико-ориентированной направленности. Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Применять приобретенные знания о цвете, форме, размере дети могут в любом виде продуктивной деятельности –рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т. д. Работа по математическому развитию начинается еще в раннем возрасте и продолжается в течение всего дошкольного периода.
Особую актуальность данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе.
Обоснованность выбора темы
Выбор темы обусловлен, с одной стороны, ее актуальностью, важностью, а, с другой стороны, недостаточным вниманием к этой теме в рамках образовательной программы.
Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.
Следовательно, становится необходимым изучение и закрепление геометрических тел как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.
Анализ проведенных бесед, наблюдений за детьми в свободной конструктивной деятельности выявил проблему недостаточной сформированности у детей знаний об объемных геометрических формах.
Как систематизировать, обогатить и углубить эти знания? Как заинтересовать ребенка-дошкольника узнавать, различать и характеризовать объемные геометрические формы?
Первые шаги детей по стране «Геометрия» должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретенные знания ребенка. Именно такие первые шаги возможны через проектную деятельность, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме, открыть новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях, повысить познавательный интерес и способствовать формированию мотива к обучению у будущих первоклассников.
Изучение геометрического материала идет на уровне представлений, а за основу изложения материала берется наглядная и практическая деятельность детей. Проект «Волшебные фигуры» дает возможность дополнить раздел образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений» практической конструкторской деятельностью детей.
Цель проекта: расширение представлений детей о геометрических фигурах. Создание условий для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
1. Формировать пространственные представления на уровне практических и исследовательских действий.
2. Изучить основные линейные, объёмные, плоскостные пространственные геометрические фигуры.
3. Формировать элементы конструкторского мышления. 4. Формировать умения понимать учебную задачу и решать её самостоятельно.
5. Закреплять знания детей о свойствах геометрических фигур.
6. Формировать общий и математический кругозор.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей логическое мышление, способность к мыслительным операциям: анализа, аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения, планирования.
2. Развивать смекалку, воображение.
3. Развивать коммуникативные способности.
Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес к математике, к играм с математическим содержанием.
2. Воспитывать эмоциональную сферу детей путем создания доброжелательной
атмосферы.
4. Воспитывать у детей нравственные качества: взаимовыручку, сопереживание,
ответственность, самостоятельность.
Содержание этапов проекта:
Проект включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап:
На этом этапе проводились беседы, занятия, привлекались родители. Через ФЭМП дети знакомились с геометрическими фигурами и телами, учились давать их описание, знакомились с разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомились с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы («Колобок», «Цветик-семицветик» и др.). Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревнованиях знание геометрических фигур, тел и линий. Закрепление знаний детей прошло через разнообразную игровую, продуктивную деятельность. Активное участие в проекте приняли родители. Вместе с ними дети сочиняли и иллюстрировали сказки.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
1. Как называется геометрическая фигура (тело, линия?
2. Описание геометрической фигуры (тела, линии).
3. На что они похожи?
4. Где встречаются в окружающей действительности?
Исследовательский этап:
На этом этапе дети изучают геометрические фигуры. Выбранную геометрическую фигуру (тело или линию) исследуют, дают описание, находят в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной изодеятельности дети рисуют геометрические фигуры, тела, линии, превращают их в предметы, находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их, лепят из пластилина.
В свободной деятельности дети конструируют геометрические фигуры из плоских частей заданного количества элементов, выкладывают узоры из геометрической мозаики.
Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.
Мы старались заинтересовать детей уникальным математическим материалом, применяя разнообразные формы и методы, расширяя сферы применения получаемых детьми знаний из области геометрии. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость познания от своих занятий.
В ходе проводимой работы по формированию у дошкольников представлений о геометрических фигурах, телах, разнообразных линиях мы широко использовали игру. В самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.
Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Содержание проекта:
Виды деятельности,задачи,методы и приемы:
ФЭМП.
Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.
Совместная организованная деятельность,дидактические игры.
Познавательное развитие.
Расширить знания детей; учить находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
Наблюдения,отгадывание загадок,придумывание загадок,беседы,рассматривание картин и иллюстраций
Развитие речи.
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, линиях.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы,составление рассказов, сказок
Ознакомление с художественной литературой.
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; формировать умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, умение творчески преобразовывать отдельные художественные образы. Развивать у детей стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, предлагать детям досочинить происходящие с персонажами сказок события.
Чтение разных сказок,разные виды театр,рассказывание сказки по схеме «Закончи сказку по-другому».
Физическое воспитание.
Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм.
Подвижные игры,игры-соревнования,использование заданных предметов.
Изодеятельность.
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур и линий в предметы.
Игра-сравнение: «На что похожи фигуры».
Игровая деятельность.
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
Дидактические игры,подвижные игры,сюжетно-ролевые игры,театральные игры,словесные игры,строительные игры,подготовка атрибутов.
Продуктивная деятельность.
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам, творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное, радоваться результатам своего труда.
Альбомы детской деятельности,поделки,постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность.
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
Разнообразные игры,исследовательская деятельность,рисование рисунков,продуктивная деятельность.
Работа с родителями.
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Разнообразные игры,чтение художественной литературы,«Сказки о геометрических фигурах»,опыты семейного воспитания.
Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.
Заключительный, обобщающий этап.
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей по познавательному развитию (ФЭМП) «Умные фигуры».
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития математических представлений; - овладение детьми умения сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие; устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; - обогащение словаря математическими терминами; - использование полученных знаний в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности).
Возможные последствия реализации проекта.
При создании определённых условий у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания математических понятий, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляемый интерес к исследованиям, творческая инициатива, полученные знания и навыки овладения знаниями и умениями поможет формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.
Итог проекта
Обобщение результатов работы. Проект позволил детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность стимулировала у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформировался стойкий интерес к творчеству совместно с детьми.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Список литературы:
1. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
2. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
3. Венгер Л. А., Яченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
4. Глаголева В. Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С. -Пб., «Детство-пресс», 1998г.
5. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
6. Квач Н. В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
7. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
8. Смоленцова А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.
9. Сорокин А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
10. Соловьёва Е. П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.