Наталья Иванова
Конспект занятия «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА»
Цели: Углублять и совершенствовать знания детей о воде.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закреплять знания правил техники безопасности при проведении опытов; закреплять представления детей о свойствах воды опытным путём.
Коррекционно-развивающие: Формировать умение делать выводы по результатам эксперимента.
Публикация «Конспект занятия „Волшебница вода“» размещена в разделах
Коррекционно-воспитательные: Показывать разнообразие состояний воды в природе экспериментальным путём.
Коррекционно-речевые: Активизация словаря за счё т слов: жидкая, прозрачный, парообразная.
Материалы и оборудование: картина с изображением воды в разных состояниях, баночки для воды, тарелки для льда, лёд, салфетки для вытирания рук, пробирка для воды, зеркало, картинки для моделирования, термос.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю стать юными исследователями, а что мы будем исследовать, хотите узнать? В этом вам поможет загадка.
Дома может течь из крана,
С неба дождиком пролить,
А зимою белым снегом
Землю всю собой закрыть.
(Вода).
Правильно, сегодня мы поговорим о воде. Как вы догадались, что это вода? Какие слова вам в этом помогли? (Течь, пролить, снегом).
Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда слышите слово «вода»? (Ответы детей).
Вода бывает разная. Она, как волшебница, может превращаться. Давайте рассмотрим картину, на которой изображены её превращения. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает картину). В виде чего на ней изображена вода? (В виде дождя льда, снега, града).
Опыт № 1: «Вода жидкая»
Воспитатель: Начинаем наше исследование, хотите с помощью опытов доказать, что вода – действительно волшебница и умеет превращаться? (Ответы детей).
Представьте, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории, где много разных предметов, которые помогут нам в проведении опытов. Воспитатель предлагает детям перейти к исследованиям и напоминает о технике безопасности. Подходят к крану, открывает и приглашает к нему детей.
Понаблюдаем за водой. Скажите, что делает вода?
Дети: Течёт.
Воспитатель: Что делаю я?
Дети: Наливаете воду в баночку.
Воспитатель: А что сейчас я делаю?
Дети: Переливаете воду из одной банки в другую.
Воспитатель: Скажите, если я смогла налить воду в баночку, то, значит, какая вода?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Хотите сами провести этот опыт?
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся ёмкость с водой и пустые разного размера ёмкости. Дети набирают в одну из сосудов воду и переливают в разные ёмкости. В процессе работы дети убеждаются, что вода жидкая и может в зависимости от размера ёмкостей менять форму.
Опыт № 2: «Вода прозрачная»
Воспитатель незаметно опускает в баночку с водой маленькую игрушку.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что лежит в этой баночке? (Ответы детей).
Воспитатель показывает баночку с молоком, в которой тоже находится игрушка маленького размера.
Воспитатель: А в эту баночку, что я положила? (Предположения детей.) В какой баночке вы видите игрушку?
Дети: В баночке с водой.
Воспитатель: А в какой не видите?
Дети: В баночке с молоком.
Воспитатель: Почему? (Предположения детей.)
Делают вывод: вода прозрачная, поэтому игрушка видна, а молоко непрозрачное, и игрушку не видно.
Опыт № 3: «Вода может быть твёрдой»
На столе стоят тарелки со льдом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на тарелках?
Дети: Лёд.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором стоят тарелки со льдом.
Воспитатель: Возьмите лёд в руки. Какой лёд?
Дети: Холодный, твёрдый, прозрачный.
Воспитатель: Обратите внимание, что происходит со льдом у вас в руках?
Дети: Лёд тает.
Воспитатель: Почему это происходит?
Дети: От тепла рук.
Воспитатель: Во что он превращается?
Дети: Он превращается в воду.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить лёд.
Дети берут баночки и «переливают» кусочки льда из одной баночки в другую.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что же такое лёд?
Дети: Вода.
Воспитатель: Что произошло с водой? Какой она стала?
Дети: Она замёрзла и стала твёрдой.
Опираясь на результаты проведённого опыта, воспитатель просит привести примеры «твёрдой» воды в природе.
Дети: Снег, сосульки, лёд на реке и лужи.
Воспитатель: Где в наших домах можно встретить лёд?
Дети: В холодильнике.
Воспитатель: Как лёд помогает человеку?
Дети приводят примеры.
Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Опыт № 4: «Вода парообразная»
Воспитатель: Продолжаем наши исследования в нашей лаборатории.
Воспитатель напоминает о технике безопасности с электричеством и с нагревательными приборами.
Нагревают воду в чайнике и наблюдают за кипением.
Воспитатель: Смотрите, что происходит с водой?
Дети: Вода кипит.
Воспитатель: Посмотрите, что выходит из чайника?
Дети: Пар.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое пар? (Предположения детей.)
Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды. Воспитатель предлагает детям потрогать капельки руками.
Дети: Вода.
Воспитатель вводит новое для детей понятие «парообразное состояние воды».
Воспитатель: Ребята, скажите, где можно увидеть, как вода превращается в пар?
(Предположения детей.)
Моделирование
Предлагаются картинки с изображением чайника, холодильника, стакана с водой.
Воспитатель: Скажите с помощью этих картинок, какая бывает вода? (Ответы детей).
Рефлексия: Понравились вам наша исследовательская лаборатория? (Ответы детей).