Инна Буйневич
Познавательно-исследовательский проект «Волонтёры могут всё» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Солнышко" Дятьковского района
Познавательно-исследовательский проект
"Волонтёры могут всё!»"
Руководитель:
Буйневич Инна Александровна, воспитатель
Дятьково
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волонтёры могут всё“ в старшей группе» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Актуальность
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.
На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Совместно с воспитанниками мы выбрали волонтерское движение.
Волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Волонтё рская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, люди с ограниченными возможностями (инвалиды) и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Новизна проекта состоит в том, что организация волонтёрского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема
Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности.
Вид проекта : образовательный, экологический, творческий.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Цель: способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтерского мировоззрения детей дошкольного возраста, развитие духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
Задачи акции:
• дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
• способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка;
• развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
• продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
• воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
• содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково - познавательную деятельность;
• систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.
Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Мы знаем, что природу надо беречь.
Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Кто такие эко - волонтеры?
Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
Кто может стать волонтером?
Можно спросить у родителей.
Собрать материал из различных источников.
Поискать в интернете.
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия.
1. Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры»
2. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т. д.
3. Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын» и т. д.
4. Слушание песен: «Будьте добры!» — автор текста Санин А., композитор Флярковский А. ; «Дорога добра»— автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
5. Игры: Игра «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, Игра «Тропинка»,«Гномики», Игра «Раздувайся пузырь», Игра «Паровозик», «Пирамида любви» и т. д.
6. этап. «Формирование волонтёрского движения»
7. 3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
8. На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания. Любимой волонтёрами движением является поиграть с младшими дошкольниками. Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.
9. По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах умение хождения по закаливающим дорожкам, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно — ролевые игры.
10. Наши дети волонтёры изготовили подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравили их, рассказали им как здорово в детском саду
11. Это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
12.
Цель волонтерского движения :
привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий на территории нашего ДОУ, организованная участниками воспитательно
- образовательного процесса.
Задачи
1. Формировать экологическую культуру дошкольников
2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды
3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир.
4. Обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий.
5. Способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Организация практики волонтё рства в детском саду осуществлялась поэтапно:
1 этап. Подготовительный
Изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
2 этап. Организационный
Мотивация детей на волонтёрскую деятельность, организация команды.
3 этап. Практический
Реализация конкретных дел волонтёрской команды.
«Создадим красоту своими руками»
Облагораживание окружающего пространства, посадка деревьев, уход за растениями на участке, сбор семян.
«Трудовой десант»
Помощь в наведении порядка на участке детского сада, территории метеоплощадки и огорода, ремонт книг.
Итоги
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической, понять красоту, самоценность живого существа.