Оксана Никонова
Вокальная работа в младшем хоре
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по хору.
Тема урока: «Вокально-хоровая работа в младшем хоре».
Цель урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения на примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- разучить новое произведение, используя специальные приемы;
- закрепить пройденный материал;
- отработать исполнение песни с движениями.
Развивающие:
Публикация «Вокальная работа в младшем хоре» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
- формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;
- развивать потребность в творческом самовыражении.
Воспитывающие:
- воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению;
- сформировать навык общения в группе детей;
- расширить музыкальный кругозор;
Дидактический материал:
- ноты хоровых произведений
-картинки с изображением различных эмоций
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
3. Распевание
4. Работа над музыкальными произведениями
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание.
Форма работы : Групповая.
Форма урока: коллективное музицирование.
Методы обучения:
1. Беседа
2. Практический
3. Объяснение
4. Упражнения
5. Показ
Тип урока: традиционный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Использованная литература:
1. «Золотая горка» Д. Тухманов, Ю. Энтин – Челябинск, 2004.
2. Агабабова Е. «Волшебная луна». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. – М., «КОМПОЗИТОР», 2002.
3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» - М., «Музыка», 2004
4. Живов В. Л. «Трактовка хорового произведения» - М., «Советская Россия», 1986
5. Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 2007
6. Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981
7. Шереметьев В. А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Томск, «ТОУМЦКИ», 2006
Ход урока.
1. Организационный момент
1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы : как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.
- Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).
- Какое первое упражнение? (для губ).
1 мин
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
2.1. Упражнения на артикуляцию:
- губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);
- язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);
- щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;
- для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;
- то же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;
2.2. Упражнения на развитие певческого дыхания:
- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;
- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.
- Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).
- Как называется работа этих мышц? (артикуляция).
- А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).
- Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).
- Посмотрим, чей шмель дальше улетит. (у кого больше счёт).
10мин
3. Распевание
3.1. Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч. 5, двигаться по м. 2 вверх до предела.
-«Поезд» - на гласный «у» петь б. 2, нон легато, начать медленно, постепенно ускоряя.
3.2. Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:
- Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.
3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет.
- Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.
3.2.- Что такое легато и стаккато?
- Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?
15мин
4. Работа над музыкальными произведениями
4.1. Произведение для разучивания: «Мы дружим с музыкой», муз. Й. Гайдн
а) показ произведения преподавателем, беседа о содержании;
б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания преподавателем 2-4 строк);
в) повтор слов всей группой;
г) прием «эхо» (преподаватель поет фразу – дети её повторяют);
д) прохлопывание ритма;
е) пение по руке;
ж) заключительное пропевание первого куплета.
4.2. «Дед Макдональд» американская народная песня
а) Проговорить слова 1-го куплета;
б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;
с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.
д) Выполнить те же задания в каждом куплете.
е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.
4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.
- Каков характер песни? (веселый, шуточный).
4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.
- Для чего мы добавили движения в исполнение песни?
(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).
-Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).
40мин
5. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями :«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».
2 мин
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к песне «Мы дружим с музыкой».
2 мин