Папки-передвижки

Проблема эмоционального развития в младшем возрасте

Каширская Яна Андреевна
Проблема эмоционального развития в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Как известно, в жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, поскольку они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями, разного рода воспоминания также связаны с образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и солёное, также настолько слиты с эмоциями, что без них даже не встречаются в жизни.

Публикация «Проблема эмоционального развития в младшем возрасте» размещена в разделах

От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного, обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём и вне его. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами [18, 46].

Знание человеческих эмоций и форм их выражения имеет весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного отношения к окружающей действительности и окружающим людям. Следует отметить, что эффективность самого обучения в большей мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному заданию, какие чувства у него вызывает сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи при достижении требуемого результата.

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются и учителя, и психологи при работе с детьми младшего школьного возраста, является недостаточное развитие эмоциональной сферы у детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, технологизацией нашей жизни. Дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с живым человеком. Кроме того, современные родители порой стыдятся проявлять собственные чувства и с опаской относятся к проявлению чувств у своих детей.

Вот почему роль школы в воспитании эмоций у подрастающего поколения становится первостепенной.

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника реализуется в процессе преподавания всех учебных дисциплин, однако уроки литературного чтения, на наш взгляд, являются в этом плане особенно перспективными, поскольку эмоции, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений, сказок, рассказов.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Эмоции, испытываемые ребенком при слушании и прочтении художественных произведений, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. А это очень важно. Как известно, эмоции – это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь – нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций [38, 91].

Эмоции – это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть) и в них отражается значимость для индивида явлений ситуаций, которые его окружают.

Несомненно, эмоции играют существенную роль в психической организации человека. Под психической организацией человека понимаются его потребности, мотивы, деятельность, поведение и образ жизни, от которых зависят эмоции и которые их как бы зарождают (им принадлежит главная роль в образовании эмоций). Без эмоций невозможно восприятие окружающего мира, поскольку именно они составляют часть нашей «внутренней» и «внешней» жизни и проявляются тогда, когда мы злимся, радуемся, грустим и т. д.

Американский психолог У. Джеймс – создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – всё это чистый продукт созерцающей личности» [7, 102].

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [8; 11; 12; 42].

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.

Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний. Человек всегда занимает по отношению к событию определённую позицию, он не производит чисто рациональной оценки, его позиция всегда пристрастна, включая эмоциональное переживание. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения. Например, эмоция страха заставляет ребёнка избегать огня, которым он когда-то обжёгся. Эмоция может предвосхищать и благоприятные события.

Когда человек чувствует опасность, он находится в состоянии тревожности – реакции на неопределённую ситуацию, несущую в себе угрозу.

Когда человек эмоционально возбуждён, его состояние сопровождается определё нными физиологическими реакциями: давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряжённость мышц. В. Джемс и Г. Н. Ланге предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций [11]. Однако в дальнейшем было экспериментально показано, что эмоции всегда остаются, даже если исключить все их физиологические проявления, т. е. всегда оставалось субъективное переживание. Значит, необходимые биологические компоненты не исчерпывают эмоции. Тогда остаётся неясным, зачем же нужны физиологические изменения? Впоследствии ученые выяснили, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве, наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую организацию человека. Такое представление позволяет понять биологическую ценность врождённых эмоций.

В одной из своих лекций И. П. Павлов пояснил причину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующим образом: «Если мы обратимся к нашим отдалённым прародителям, то увидим, что там всё было основано на мускулах… Нельзя себе представить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гневающегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование переходило в работу мышц. Например, когда гневается лев, то это выливается у него в форму драки, испуг зайца переходит в бег и т. д. И у наших предков всё выливалось так же непосредственно в какую-либо деятельность скелетной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего ребёнка» [37, 32].

П. В. Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции представляют собой аппарат, включающийся при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения, т. е. при недостатке или существенном избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели. При этом степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Однако в особых случаях, в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свои действия по удовлетворению существующей потребности, нужна иная тактика реагирования, включающая побуждение к действиям в ответ на сигналы при малой вероятности их подкрепления [42, 118].

Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все её движения и казались бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушечьих лап загустела, превратилась в комок масла, лягушка влезла на него и выпрыгнула из банки. Эта притча иллюстрирует роль эмоций с указанной позиции : даже бесполезные на первый взгляд действия могут оказаться спасительными.

Эмоциональный тон воедино собирает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов внешней среды, устойчиво сохраняющихся на протяжении длительного времени. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сведя их к общему биологическому знаменателю: полезно – вредно.

Приведём в качестве примера данные эксперимента Лазаруса, которые свидетельствуют, что эмоция может рассматриваться как обобщённая оценка ситуации. Целью эксперимента было выяснение, от чего зависит волнение зрителей – от содержания, т. е. от того, что происходит на экране, или от субъективной оценки того, что показывают. Четырём группам здоровых взрослых испытуемых показали кинофильм о ритуальном обычае австралийских аборигенов – инициации – посвящении мальчиков в мужчины, при этом создали три разных версии музыкального сопровождения. Первая (с тревожной музыкой) подсказывала трактовку: нанесение ритуальных ран – опасное и вредное действие, и мальчики могут погибнуть. Вторая (с мажорной музыкой)настраивала на восприятие происходящего как долгожданного и радостного события: подростки с нетерпением ждут посвящения в мужчины; это день радости и ликования. Третье сопровождение было нейтрально- повествовательным, как если бы учёный-антрополог беспристрастно рассказывал о незнакомых зрителю обычаях австралийских племён. И, наконец, ещё один вариант: контрольная группа смотрела фильм без музыки – немой. Во время демонстрации фильма велось наблюдение за всеми испытуемыми. В минуты тяжёлых сцен, изображавших саму ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса, электропроводимости кожи, гормональные сдвиги. Зрители были спокойнее, когда воспринимали немой вариант, а тяжелее всего им было при первой (тревожной) версии музыкального сопровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм может вызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: всё зависит от того, как зритель оценивает происходящую на экране ситуацию. В данном эксперименте оценка навязывалась стилем музыкального сопровождения. Эмоциональный тон может рассматриваться как обобщённая познавательная оценка. Так, ребёнок при виде человека в белом халате настораживается, воспринимая его белый халат как признак, с которым связана эмоция боли. Он распространил своё отношение к врачу на всё, что с ним связано и его окружает [18, 60].

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.

Эмоции часто рассматриваются как чувственное выражение инстинктивной деятельности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны. Например, видя, что человек хмурится, стискивает зубы и сжимает кулаки, можно без расспросов понять, что он испытывает гнев [41, 204].

Безусловно, определение эмоции носит абстрактно-описательный характер и требует дополнительных разъяснений. Рассмотрим ряд таких определений. Психологи В. В. Лебединский и В. Н. Мясищев определяют эмоции как переживание.

Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции выражают интегральное выражение изменённого тонуса нервно- психической деятельности и отражаются на всех сторонах психики и организма человека.

Несомненно, эмоции влияют и на психику, и на физиологию. Известный физиолог П. Анохин рассматривал связь эмоций с потребностями организма. Он писал: «… с точки зрения физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном счёте приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение потребностей) эмоционального состояния. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Из определения следует, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность, а положительные – при удовлетворении» [2, 18].

К. К. Платонов отмечал, что эмоция – это особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе (тот путь, который прошла психика) психика и формируемая в её онтогенезе, форма коих отражения, свойственна не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях, она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений с нуждами организма [39]. Эмоции делятся на астенические, ослабляющие жизнедеятельность организма, и сценические, повышающие её. Причём большинство (страх, гнев) может проявляться в обеих формах. У взрослого человека эмоции обычно проявляются как компоненты чувств.

Эмоция – это переживание. Человек чувствует, значит переживает. И именно эмоции являются толчком к достижению целей. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Воздействуя на мозг, они способствуют развитию болезней, а те, в свою очередь, - на нервную систему.

Эмоции связаны с познавательными процессами. Например, с восприятием у эмоций связь прямая, т. к. эмоции – это выражение чувственного. В зависимости от того, в каком человек настроении, эмоциональном состоянии, он по-разному воспринимает окружающий мир, ситуацию.

Эмоции связаны с ощущением, только в этом случае ощущения влияют на эмоции. Например, трогая бархатную поверхность, человеку приятно, у него возникает ощущение комфорта, а трогая шероховатую – человеку неприятно.

Что касается природы эмоций, есть предположение, что когда-то они были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции. Действительно, необходимым условием для выделения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация – способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения. В эмоции человек ещё сохраняет нить связи своей позиции только с самим собой, он ещё не способен выделять объективные отношения между предметами, но уже способен выделять субъективное к какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно говорить, что эмоция – важнейший шаг на пути развития мышления [18, 44].

В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции – эмоциональный тон – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие их к сохранению или устранению.

Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (по избеганию опасности, продолжению рода, целесообразность которых от него скрыта. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения [46].

Среди эмоций человека и животных, несмотря на всё их разнообразие, можно выделить 2 категории:

- положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей индивидуума или сообщества;

- отрицательные эмоции, связанные с опасностью, вредностью и даже угрозой для жизни.

Для возникновения положительных эмоций необходимо сочетание двух факторов: неудовлетворённой потребности и прироста вероятности её удовлетворения. Для их возникновения достаточно семантического рассогласования между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из внешней среды. Именно такое рассогласование наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар электрического тока. Таким образом, положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата [51, 72].

Публикации по теме:

Формирование основных движений в младшем возрасте Особенности физического развития Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать.

Использование лэпбуков в младшем дошкольном возрастеИспользование лэпбуков в младшем дошкольном возрасте «Интеграция социально – коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста на основе использования лэпбуков».

Особенности изобразительной деятельности в младшем возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Развитие сенсорики в младшем возрасте с помощью бросового материалаРазвитие сенсорики в младшем возрасте с помощью бросового материала азвитие сенсорики в младшем возрасте с помощью бросового материала. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется.

Ритмические игры в младшем дошкольном возрасте Ритмические игры в дошкольном возрасте. Организм человека живет в ритме. Дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Больница» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Больница» во 2 младшей.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» во.

Сюжетно-ролевая игра «Шофер» в младшем дошкольном возрасте Сюжетно-ролевая игра «Шофер» в младшем дошкольном возрасте Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Шофер» во 2 младшей группе.

Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема эмоционального развития в младшем возрасте
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 19:03
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема эмоционального развития в младшем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Каширская Яна Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД