Ольга Писарева
Тактильные ощущения у детей в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего, ребенок в этом возрасте осознает себя, у него развиваются познавательные способности.
Тактильные ощущения- одна из форм общения ребенка младшего дошкольного возраста с окружающим миром. Руки,пальчики, ладошки малыша- можно сказать, -главные органы, которые приводят в движение мыслительную деятельность ребенка. Тактильные ощущения позволяют малышу мысленно сравнить различные поверхности того или иного предмета.
Публикация «Тактильные ощущения у детей в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувст нужно изолировать- единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь похожие предметы с одним отличием.
Стимулирование тактильных ощущений оказывает положительное влияние на координацию, воображение, мышление, зрительную и двигательную память и т. д. Например, тактильные ощущения детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется слабым развитием мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.
Полноценно организованная окружающая среда позволяет, через развитие тактильных ощущений расширить представления о предметах и объектах окружающего мира.
Тактильные ощущения нужно развивать, на мой взгляд, под влиянием специально организованных педагогических условий.
Работа по развитию тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста осуществляется на индивидуальных занятиях по сенсорному воспитанию, на занятиях по познавательному развитию. Длительность этих занятий зависит от игры, от поставленных целей и задач и конечно же от индивидуальных особенностей малыша.
Я приведу примеры нескольких дидактических игр и упражнений, которые использую в своей работе с детками младшей группы.
1. Пальчиковая гимнастика. Она способствует повышению тактильной чувствительности. «Пальчиковая гимнастика» автор: Узорова О. В, Нефедова Е. А. И др.
2. Упражнения «Ищем клад». В кастрюльку кладем небольшие предметы (конфету, печеньку, ложечку, засыпает гречкой или другой крупой. Просим малыша опустить ручку в кастрюльку и найти нужный предмет.
3. Упражнение «Найди по описанию». В большую коробку кладутся предметы разные по форме, материалу. Малыш закрывает глаза, опускает руки в коробку, обследует предмет и по описанию достает предмет.
4. «Зубочистка». Заранее подготовленный шаблон с контурами рисунка или цифры, буквы кладем на ковер или на стол, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет окончена, предлагаем малышу посмотреть рисунок на просвет.
5. «Веселые клубочки». Здесь задание простое. Малыш разматывает и наматывает пряжу.
6. Игры из нетрадиционного материала: материал представляет возможности для тренировки мелких мышц кисти в развитии тактильных ощущений, носящий игровой характер.