Ирина Савина
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Война и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ВОВ
Программное содержание:
1. Дать знания современным дошкольникам о том, как жили дети во время Великой Отечественной войны, как помогали взрослым в тылу врага и на передовой, как сражались.
2. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный вопрос.
3. Воспитывать сострадание, любовь и уважение к героям войны. Воспитывать чувство патриотизма.
Активизация словаря: разведчик, война, фашисты, сражаться, победа.
Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста „Война и дети“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Обогащение словаря: казарма.
Материал и оборудование: картины и иллюстрации на военную тему, запись песен «Священная война», муз. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, «День победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, магнитофон, книга «Салют пионерия» (рассказ о Марате Казее, гуашь зеленого, красного, желтого, оранжевого, малинового, синего цветов, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что такое война? Какие чувства вызывает у вас это слово? Что представляется вам, когда говорят слово война?
Дети 40-х годов тоже не знали, что такое война. Им было столько же лет, сколько и вам. Они проснулись однажды утром и узнали, что началась война. Это были бабушки и дедушки ваших родителей.
- А вы знаете, в каком году началась ВОВ?
Война началась 22 июня 1941 г. в 4 часа утра, когда все люди нашей страны спали. Фашистская Германия своими танками и самолетами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить и разрушать наши города и села, убивать мирный народ.
Много сил было брошено на защиту нашей страны. На всей земле не было дома, семьи, откуда не ушли на фронт или не работали для фронта. Поэтому и называли эту войну Великой. Сейчас мы с вами послушаем песню «Священная война».
Звучит запись песни «Священная война»
- А еще эту войну называли народной. Как вы думаете почему? Да, потому что на борьбу с врагом поднялся весь народ от мала до велика.
- Как вы думаете, что значит выражение от мала до велика? Когда началась война, то тысячи детей стали на защиту Родины вместе со взрослыми. В те дни дети рано повзрослели : они не играли в войну, они жили по ее суровым законам.
- А как дети защищали свою Родину? Они тоже воевали с оружием в руках? (ответы детей) Наравне со взрослыми дети работали на заводах и фабриках, они выпускали снаряды и боеприпасы, помогали партизанам, передавали важные сведения, ухаживали за ранеными в госпиталях.
- Как вы думаете, детям было время для игр? (ответы детей) Конечно, у многих детей не было времени не только для игр, но и для учебы в школе, многие дети даже не учились в школе.
- Как вы думаете, как дети могли помочь раненым в госпиталях? (ответы детей) Они ухаживали за ними: писали за них письма домой родным, подавали воду, поправляли постели, разговаривали с ранеными. Дети
страивали концерты, выступали перед ранеными, читали стихи, пели песни.
У раненых поднималось настроение, и они быстрее выздоравливали.
- Были дети, которые не только помогали взрослым, но и воевали с ними, совершали геройские поступки. Об одном из этих героев я вам расскажу это Марат Казей. Вот его портрет. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат, ворвались фашисты. Школьное здание они превратили в казарму. Что такое казарма? (ответы детей) Казарма – это место, где живут солдаты. Фашисты плохо обращались с местными жителями, издевались над ними, многих убили, а маму Марата повесили. Марат вместе со своей сестрой ушел в лес к партизанам. Проникая во все деревни и села, где располагался враг и внимательно наблюдал, сколько там было вражеских танков, пушек, солдат и доставлял эти сведения командиру.
- Как вы думаете, как назвать человека, который добывает такие сведения? (ответы детей) Фашисты думали, что ребенка бояться не надо, они просто не могли подумать, что такой маленький мальчик – разведчик. Но однажды враги обнаружили партизанский отряд и напали на него, врагов было много, а партизан мало. Марат сражался наравне со взрослыми. Когда в его винтовке не осталось патронов, он подпустил к себе фашистов и взорвал себя и их гранатой. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. Было ему тогда 11 лет. Сотни детей чуть постарше вас были награждены медалями за мужество и отвагу.
- А теперь давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.
- А теперь продолжим наше занятие. Что же было с детьми во время войны? Как они жили? (ответы детей) В военное время света не было, ни в городах, ни в деревнях, люди сидели при свечах. Было холодно, люди топили печки обломками мебели, но самое страшное, что не было никакой еды. Маленькие дети сидели голодными, мамы старались их накормить чем-нибудь, но иной раз и этого не было. Дети голодали. О том, как жилось детям на земле, где прошел враг я вам сейчас прочитаю стихотворение «Мальчик из села Поповка»
Среди сугробов и воронок
В селе разрушенном дотла
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы –
И это все что уцелело
От прежне жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал, что перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай боец винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке
И за ребенка на снегу.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (ответы детей)
- На морях, реках, суше и в небе шли ожесточенные бои. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живет в наших сердцах. Нелегко досталась нам эта победа. Но, наконец, настал такой день, когда война закончилась, когда наша армия разгромила фашистов и взяла самый главный город Берлин. Это произошло 9 мая 1945 года.
Ребенок читает стихотворение о Дне Победы.
- Вы представляете, какая была огромная радость, когда закончилась эта война. А вечером над Москвой прогремел праздничный, победный салют.
Люди смотрели на праздничный салют, плакали и радовались одновременно.
Почему люди плакали и радовались одновременно? (ответы детей)
- Чтобы испытать частичку той радости, я предлагаю нарисовать салют.
Рисовать мы будем за столами, поэтому давайте возьмите стульчики и потихоньку садитесь за столы. Давайте вспомним, на что похож салют? (на разноцветные шарики, на россыпь звезд, на букеты цветов) Выбирайте, ту гуашь, которой вы будете рисовать салют, вы можете выбрать несколько красок, потому что салют разноцветный.
Выполнение работы детьми. Звучит песня «День Победы».
- Давайте посмотрим, какой у вас получился салют. Салют получился яркий, праздничный. Вы сумели передать радость победы, радость людей.
- Что нового вы узнали на занятии? О чем мы с вами говорили?
- Наше занятие закончено.