Аким Баутин
Консультация «Водобоязнь и пути ее преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Некоторые из таких навыков можно приобрести в бассейне. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость. Занятия в бассейне приносят детям неограниченное количество положительных эмоций.
Что дает плавание детям?
• Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;
• Формирование правильной осанки;
• Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;
• Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;
• Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости.
Публикация «Консультация „Водобоязнь и пути ее преодоления“» размещена в разделах
Как влияют занятия плаванием на развитие ребенка?
Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности. Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Умение плавать, помимо получения удовольствия, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.
Но как показывает практика, не всегда и не все взрослые одобряют обучение детей плаванию. И если некоторые боятся, что малыши могут простудиться и заболеть, то другие - что с детьми произойдет несчастный случай. Нередко родители, а также бабушки и дедушки закладывают этот страх в подсознание ребенка. Поэтому малыш постоянно находится в напряжении и сопротивляется обучению. К сожалению, многие дети и даже взрослые не умеют плавать.
По данным Госкомстата России, из всех несчастных случаев на воде 15% происходит с детьми в возрасте до 14 лет, из них 30% имеют летальный исход. Самый опасный возраст в этом отношении 5-9 лет. Значит, именно в этом возрасте нужно как можно внимательней отнестись к обучению плаванию. Изначально, еще в утробе матери у ребенка закладывается любовь к воде: ведь он развивается и живет в околоплодных водах, таким образом, вода является его привычной средой обитания. С самого рождения у ребенка заложен плавательный рефлекс, который угасает со временем, если его не развивать. С возрастом начинает усиливаться, заложенный природой инстинкт самосохранения, и как следствие, у ребенка может сформироваться водобоязнь.
Причины водобоязни могут быть различными:
• Возможно, был какой-нибудь случай, связанный с водой, которому вы не придали значения, а у малыша это вызвало целую бурю негативных эмоций по отношению к воде. Он мог поскользнуться в ванне, нахлебаться воды, а теперь боится, что это может произойти снова.
• При купании мыльная вода попала в глаза.
• Есть некоторые возрастные периоды (обычно это касается детей от двух лет, когда они начинают испытывать необъяснимый подсознательный страх перед водной средой. Как правило, этому подвержены дети с богатым воображением. Им кажется, что из отверстия для стока вдруг появится страшное чудище и засосёт их, или вода выйдет из берегов и унесёт их неведомо куда, а также им кажется, что кто-то или что-то схватит их под водой…
• Один из родителей боится воды, (согласно статистике - 1 из 4). Вполне вероятно, что даже не демонстрируя перед малышом своего страха, папа или мама невольно передают его своему ребенку.
Как помочь малышу побороть свой страх перед водой?
Это необходимо делать поэтапно:
• Начинать нужно с освоения водной среды, знакомства с ее свойствами (вода ласковая, теплая, прозрачная, учить не бояться входить в воду.
• Если ребенок панически не хочет заходить в воду, то ни в коем случае нельзя его насильно заставлять это делать. Главное правило-не принуждать его купаться насильно. Это только усугубит его негативное отношение к воде и водной среде. Ребенок может со стороны понаблюдать за остальными детьми.
• Затем необходимо ребенка научить делать правильно «вдох», «выдох» и хотя бы кратковременно задерживать дыхание (2-3 секунды, на первых этапах этого достаточно). Научить выполнять команды «вдох» и «выдох».
• Когда ребенок зайдет в воду предложите ему прогуляться в воде различными способами (обычным шагом, сидя, прыжками).
• После этого с ребенком можно поиграть в игру «Солнышко и дождик». Когда светит солнышко, ребенок гуляет по бассейну, когда идет дождик - побрызгать друг на друга водой.
• Потом предложить ему «принять душ» : после команды «вдох» из маленького ведерка полить немного воды на голову ребенка.
• Предложить ребенку подуть на воду, представив, что это горячий чай. При вдохе ребенок должен голову приподнять, при выдохе- опустить максимально близко к воде. Освоив это упражнение можно пробовать пускать пузыри, опустив губы или лицо в воду. Научите ребенка полоскать нос на задержке дыхания.
• А вот когда будут освоены все вышеуказанные упражнения, можно пробовать погружаться под воду и, конечно же, учиться плавать. Самое главное- это понять то, что ребенок не опустит лицо в воду пока не перестанет бояться воды, не научится правильно дышать и задерживать дыхание.
Исходя из своего опыта работы могу сказать, что ребенок не будет себя комфортно чувствовать в водной среде, пока не научится правильно дышать. Ведь первое действие, которое делает ребенок при появлении на свет-это вдох. Учить плавать не научив правильно дышать равносильно тому, что учить бегать не научив ходить.