Горохова Ирина Равильевна
Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное занятие «К тайнам слова: занимательная лексика»
Тема занятия : «Красна речь пословицей» 4 класс (родной русский язык).
Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Публикация «Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе „Красна речь пословицей“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День родного языка. 21 февраля
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.
Оборудование, материалы, средства наглядности: В Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», сборники пословиц и поговорок; карточки с заданиями, рисунки к пословицам.
Ход занятия:
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица)
- Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
II. Основная часть
1) Понятия «пословица» и «поговорка»
- Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова)
- Прочтите пословицу, объясните ее смысл:
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Для того, чтобы объяснить смысл и появление данной пословицы, давайте вспомним, как рождаются поговорки и пословицы. Они рождаются на основе народных знаний, наблюдений, они - творение тех людей, которые жили задолго нас с вами. Именно поэтому их называют кладезем мудрости: много важного и интересного можно узнать из пословиц.
Но почему поговорку называют цветочком, а пословицу ягодкой? Думаю, ответ лежит в их различии: поговорка, в отличие от пословицы, ничему не учит, это лишь красивая, благозвучная фраза. Каждая пословица - крупица народной мудрости. Вот поэтому поговорки можно назвать цветочками, а пословицы - ягодками.
- Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
- Что же общего между пословицей и поговоркой?
• Краткость
• Устойчивость
• Связь с речью
• Принадлежность к искусству слова
• Широкая употребляемость
- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)
2) Работа с пословицами и поговорками
- Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)
• Человек без Родины – что соловей без песни. (пословица)
• Как сыр в масле катается. (поговорка)
• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (пословица)
• Готовь сани летом, зимой – телегу. (пословица)
• Говорит – что рублём дарит. (пословица)
• Ему говорить – что к стенке горох лепить. (пословица)
• Решетом воду носить. (поговорка)
• Без беды друга не узнаешь. (поговорка)
А теперь следующее задание. Пожалуйста объясните мне смысл пословицы : 1 группа (Человек без Родины – что соловей без песни). У каждого человека есть Родина. Но для всех людей она разная, обозначает что то свое. Для кого-то это место, где он родился или живет. У некоторых там остались друзья, близкие люди, родители. Вспоминаешь, думаешь о Родине всегда и везде, где бы не находился. Человек не может жить без этого, так же как и соловей, который поет свои песни всегда. Мы не можем представить себе эту птичку без песни.
2 группа (Готовь сани летом, зимой – телегу) Ко всему нужно готовиться заранее. Что бы не попасть впросак, быть собранным к нужному моменту. Душа человека спокойна, когда он готов и собран. Жить нужно не только сегодняшним днем. Стоит готовиться и к будущему. Делая все заранее, люди облегчают себе жизнь.
3) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей (Зачитывают подготовленные дети).
А) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа». (А. Н. Толстой)
Б) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений». (Л. Н. Толстой)
В) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них есть всё : издёвка, насмешка, попрек, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами». (Н. В. Гоголь)
4. Ребята, а кто придумал пословицы?
- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)
- Таким писателем был В. И. Даль, который в 1861-1862 годах создал сборник «Пословицы русского народа».
Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о В. И. Дале.
Даль Владимир Иванович – известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», который он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
- Ребята, кто такой В. И. Даль?. В. И. Даль – собиратель пословиц и поговорок
А сейчас мы с вами немного поиграем.
III. Игры, конкурсы, занимательные задания
Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.
1. Игра «Рисунки к пословицам»
- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках
2. Игра «Закончи пословицу»
Начало пословицы читается поочередно каждой команде.
Что с возу упало, (то пропало) .
• Не плюй в колодец, (пригодится воды напиться)
• Хочешь есть калачи, (не сиди на печи)
• Не откладывай на завтра. (то,что можно сделать сегодня)
. Терпенье и труд…
• С волками жить…
• Что посеешь…
• Шила в мешке…
• Ученье – свет…
• Один в поле…
3. Театральный конкурс
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.
4. Игра «Переставь буквы»
- Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы, объясните их смысл.
Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь. (Волков бояться – в лес не ходить) если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело.
Тен адмы збе гняо. (Нет дыма без огня) Так говорят когда распространяются какие-то слухи. Без причины ничего не бывает. Говорится чаще тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.
5. Игра «Магические числа»
- Назовите пословицы, где встречаются числа.
6. Игра «Замени пословицами»
• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)
• Беречь время. (Делу – время, потехе – час)
• Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело)
• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь)
IV. Рефлексия.
Подведение итогов конкурса.
- Чему научились на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
(Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем миром. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости.
- Спасибо за занятие!
Было приятно с вами работать.