Евгения Гриценко
Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по родному краю
Цель: Создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине
Задачи: 1. Заинтересовать детей изучением истории своего крвя
2. Развивать любознательность, мышление;
3. воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру. Воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты: Личностные: формирование эстетических чувств, любви к родному краю, к Родине
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Путешествие по родному краю“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Краеведение в школе
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Познавательные: умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные : - умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать свою в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные: - формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнера.
Форма работы: групповая.
Приемы: беседа, презентация
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Тип занятия: комбинированный
Орг. момент.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Актуализация темы урока
Ребята прослушайте отрвывок стихотворение известного мансийского писателя и поэта. Ю. Шесталова.
Здравствуй, край мансийский, милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода.
Слышу лепет лебединый
Здравствуй, милая земля!
О чем это стихотворение?
- Подумайте, почему поэт называет свой край милым?
- Почему можно сказать, что он любуется красотой своего края, гордится его людьми?
Как вы думаете, чему будет посвящаться наше мероприятие?
Постановка задач и целей урока.
Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие по родному краю и узнаем много нового и интересного о нем.
Работа по теме урока.
Ребята, а какой город называют столицей Ханты- Мансийского Автономного округа – Югры?
Ребята, а вы знаете, что Ханты-Мансийск раньше называлля Остяко-Вогульск
1940 г. - Остяко-Вогульск переименован в Ханты-Мансийск, но статус города он получил лишь в 1950 г. (Остяков стали называть хантами, а вогулов манси). Ханты-Мансийск стал центром Ханты-Мансийского национального округа.
- Ребята, отгадайте кроссворд, люди каких национальностей живут на Югорской земле?
Как называется наш район? (Березовский)
Пгт. Березово расположен на реке Северной Сосьве, берущей начало в Уральских горах и в 42 км от Берёзова и впадающей в Обь. (на мансийском языке Хальус- Березовый город). Сюда везли товары турецкие, бухарские и персидские купцы, на запад же через Березов шли караваны с пушниной и рыбой. Березов стал местом ссылки государственного значения. Указом Петра I здесь был построен острог, т. е тюрьма для содержания политических преступников. По иронии судьбы после смерти Петра сюда были сосланы и нашли свой последний приют его же сподвижники — граф А. И. Остерман, князь А. Г. Долгоруков и «полудержавный властелин» А. Д. Меншиков. Могила последнего не сохранилась: ее размыла и унесла река.
В 1719 и 1808 годах город был совершенно истреблён пожарами. Пожар 1887 года также уничтожил большую часть города.
В 1926 году город Берёзово утратил статус города, став селом. После открытия в 1953 году Березовского газового месторождения Берёзово получило статус рабочего посёлка.
- У каждого есть своя маленькая Родина, где родился и вырос, для нас – это д. Щекурья и с. Саранпауль.
- Кто знает как переводятся названия наших поселков?
- А сейчас я вас познакомлю с происхождением названия с. Саранпауль.
Поселок Саранпауль первое время назывался Ляпин. В 1842 г его построили наши предки -горные оленеводы. Их постигла тогда беда заолели «сииркой» олени. Олени полностью выерли, а олеводы остась без транспорта и пищи. Беда случилась в верзовье рек Халемерь-ю и Народа-ю. Оленеводы решили плыть на плотах по реке Халемерь-ю и Народа-ю в поселки Манья и Ясунт, где жили манси Местные жители встретили оленеводов дружелюбно, дали им пищу, приютили на несколько дней, но остаться не разрешили. Вот оленеводы и стал икать такое место, которое не затопляют весенние паводки реки Ляпин. Приглянулся им правый берег реки, на котором поставили они
свои чумы. Здесь и перезимовали. Мужчины работали в поселке Пристань. Весной готовили лес, для постройки домов, но некоторым еще год пришлось жить в землянках. Примерно к исходи 1845г все переселенцы построили себе дома. Деревня растянулась больше чем на километр, оказавшись между двух ручьев, которые делили ее на часть. Отсюда и пошло: первая деревня, вторая и третья. Жители были очень довольны: рыбы много, леса богаты зверем и ягодой. Занимались охотой, рыбалкой, разводили домашний скот, сажали картофель, сеяли рожь, ячмень. Собирали хорошие урожаи. Жители называли свой поселок Ляпин, а манси размещавшиеся недалеко от Ляпина и когда-то приютивших горных оленеводов, стали именовать его Саранпауль, т. е «Зырянская деревня».
Щекурья - небольшая деревушка Саранпаульского сельского поселения Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Расположена на правом берегу реки Щекурья - притока реки Ляпин бассейна реки Северная Сосьва - Обь. Название реки и поселения идёт с названия реки щёкур (сокур, поднимающегося осенью с Оби на нерест.
Достопримечательность Щекурьи - старинный деревянный православный храм, перестроенный многократно, в том числе - в 1905 году. В настоящий момент здание является деревенским клубом. Поселение древнее: ещё в 11 веке территорию посещещала Московская рать и русские купцы; веками позже через Щекурью проходила рать князя Курбского. В начале 20-ого века (1919-1921) в период Белоколчаковского мятежа в Щекурье шёл бой между красными и белыми за складированный в Саранпауле хлеб и выход в Сибирь. В конце 19-ого века через Щекурью (Ляпинский городок) пролегал знаменитый Сибиряковский торговый тракт, спроектированный географом, очеркистом К. Д. Носиловым и реализованный известным купцом Сибиряковым. Сейчас в деревне имеется клуб, начальная школа, детский сад.
Население занято традиционно в рыболовстве, охоте, выращивает на подворье картофель, овощи. Деревня расстраивается.
Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в саду
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Руки расправим, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Руки слоили назад
В д. Щекурья родился известный художник Константин Панков.
Константин Леонидович Панков (1910 г. - 1942 г.)
Родился в семье охотника деревня Щекурья. Отец был ненцем, а мать манси. Дом в котором жил К. Л. Панков до сих пор сохранился.
Учился в Ленинграде, в институте народов Севера. В его картинах родные края оживали. Не зная о существовании техники рисование, в его картинах небо могло быть желтым, а снег розовым.
Картины Панкова были неоднократно напечатаны во многих журналах, участвовали в выставках в советских павильонах в Москве, Ленинграде. В Парижской выставке 1937 года получил приз Гран-при и золотой медаль.
Он считается создателем «северного изобразительного искусства».Участвовал в войне добровольцем, в качестве снайпера и разведчика. В 1942 году был убит в Волховском фронте.
Малая часть его картины сохранились, и находятся в разных музеях России и Европы.
Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах. Перед вами лежат пословицы и поговорки, которые поделены на две части, вам нужно их соединить.
Береги землю любимую чужая - мачеха
За горами хорошо песни петь которой гнездо своё не мило
Родина-мать колыбель золотая.
Родимая сторона как мать, родимую
Земля родная умей за нее постоять
Глупа та птица а жить дома лучше
На родной стороне своё болото хвалит
Всяк кулик и камушек знаком
Правильные ответы
Береги землю любимую, как мать, родимую.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
Родина-мать, умей за нее постоять
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
Земля родная – колыбель золотая.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
На родной стороне и камушек знаком
Всяк кулик своё болото хвалит.
А сейчас я вам буду зачитывать стихотворения, а вы должны закончить его, назвав птицу:
В лесу под щебет, звонкий свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись …. (дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ….(совы).
- Ку- ку… Ку – ку …
Не спит опушка,
А птицу эту зовут ….(кукушка)
А это таежная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит… (кедровка)
Трещала с самого утра:
- По – р – р – ра! По – р – р – ра!
А что пора!
Такая вот морока,
Когда трещит … (сорока).
- В тайге обилие зверя и птицы, среди них много промысловых. Здесь известно около 100 видов млекопитающих, 350 видов птиц. Царь пушных зверей – соболь.
- А сейчас, если разгадаете загадки, вы узнаете, какие звери есть в тайге.
«Про меня твердят напрасно,
Будто я хитра ужасно
Я наивна – ведь иначе
Стать могла бы побогаче
Если надо – докажу:
Поглядите, в чем хожу
Хоть и в шубе, но была», - как всегда, хитрит … (лиса)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Не мышь, не птица,
В лесу резвиться,
На деревьях живет
И орешки грызет. (белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Хоть верь, хоть не верь-
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (олень)
Подведение итогов мероприятия.
- Это мероприятие хочется закончить словами:
Я вырос здесь, здесь край родной.
А лес кругом – простор таежный,
Люблю тебя, мой край родной,
Край не любить мой – невозможно!
Нет красоты нигде такой!
Мы живем с тобой в Югре…
Нет привольней и добрей,
И богаче края, чем земля родная!
Мы должны её беречь –
Как свою родную речь.
А любить и уважать –
Как свою родную мать.
Рефлексия деятельности:
Сегодня я узнал (а…
Было интересно…
Было трудно…
Расскажу дома, что …