Галина Козабаранова
Конспект внеклассного мероприятия «Берегите лес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие : «Берегите лес!»
Цель: Формировать экологическое сознание обучающихся.
Задачи:
- активизировать и дополнить представление обучающихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;
- развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Берегите лес!“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Сценарии
- Темочки
- воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, пониманию многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, плакаты и детские рисунки на тему: «Берегите лес!», презентация «Берегите лес!», аудиозапись песни «Осень пришла» и минусовка песни «Мы хотим чтоб птицы пели».
Ход мероприятия:
Учитель:
- Мы живём с вами на прекрасной ЗЕМЛЕ. (Слайд 1)
- Где нас окружает замечательная природа: леса, луга, поля и реки.
(Слайд 2)
- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы совершим сегодня поход:
Здесь всегда полно чудес, здесь деревья до небес,
Птички весело поют. Звери разные живут.
В чаще волка встретить можно - там гуляйте осторожно!
Куда ведёт нас интерес? Совершим поход мы в … (лес)
(Слайд 3)
Лес - одно из главных богатств нашего народа.
Давайте вспомним, что такое лес?
Энциклопедия говорит нам: (Слайд 4)
Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.
Учитель:
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, кто «живет» в лесу?
Викторина «Животные и растения леса» (слайд 5)
(Слайд 6)
Деревца в лесу стоят, даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки шелестят листвой. (осинки).
(Слайд 7)
А у меня длинней иголки, чем у ёлки… (сосна).
(Слайд 8)
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это. (белка).
(Слайд 9)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто же это?. (лиса).
(Слайд 10)
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв - крючком, глаза - пятачком,
Ушастая голова…. Это. (сова).
(Слайд 11)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?. (соловей).
(Слайд 12)
Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко… (земляника)
(Слайд 13)
Знают даже малыши красно-белые грибы те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин - несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор гриб тот - красный. (мухомор).
(Слайд 14)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает… (ландыш).
(Слайд 15) «Для чего мы с лесом дружим?»
- Лес с незапамятных времен служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны.
- Так для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?
1. Лес – «легкие» нашей планеты.
- Лес - это “кислородный цех”, “легкие нашей планеты”. Каждый листок, каждая травинка - маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода, без которого нет жизни на земле.
- В лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Поэтому лес – это еще замечательное и полезное для здоровья место отдыха.
2. Главный дар леса – древесина.
Главный дар леса – древесина. Практически без древесины не может обходиться ни одна отрасль народного хозяйства. Даже сейчас, в пору бурного научно-технического прогресса потребление древесины не сокращается.
Из древесины производят: спички и фанеру, бумагу и картон, целлюлозные и столярные изделия, посуду, мебель, искусственный шелк, лаки, краски, спирты и топливо… Древесина идет на строительство жилья.
Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны. Поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов.
Народная мудрость: Срубил дерево – посади два.
В некоторых лесах рубка вообще запрещена. Более 15 % лесов России являются особо ценными. Их называю заповедники. Эти леса находятся под особой охраной. Животные и растения этих лесов занесены в Красную книгу.
Такой заповедник есть и на территории нашего района. Это Мордовский государственный заповедник им. Смидовича.
3. Лес – кладовая с дарами.
Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. Из которых человек производит более 25 тыс. различных полезных товаров.
4. Лес – природная аптека.
Самое главное у человека – это здоровье! Но и здесь сама природа позаботилась о нашем здоровье. Ведь леса полны лекарств и витаминов: ягодами, травами, грибами.
Народная мудрость: Зеленое царство – лучшее лекарство.
Вывод :
- Вот сколько всего полезного человек получает от леса! Вот для чего человеку нужен лес.
Знакомство с правилами поведения в лесу.
Однако, с каждым днем, с каждым годом наши леса все больше и больше нуждаются в нашей защите. А ведь защита леса начинается с простых правил, которые должен помнить и соблюдать каждый.
Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу. (Дети читают стихи).
Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья-великаны. Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами слова на дереве - «на память!»
Но так жестоко поступать! Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут – добро и красоту несут.
Не разжигайте костер в лесу без взрослых
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться.
Его потушить невозможно тогда.
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы.
Без взрослых костер разжигать не годится!
Не бейте стекло в лесу
Нельзя стекло в лесу кидать, нельзя бутылки разбивать;
Осколки острые опасны – о них порежешься ужасно!
А если вдруг на них свалиться – в больнице можно очутиться!
И обитателям лесным стекляшки тоже не нужны.
Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу
Вы в поход пришли, ребята.
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться.
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки.
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.
Рассказ учителя.
Огонь – самый опасный враг леса!
У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен. Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния или сильная жара, но такие случаи довольно редки.
Как не допустить пожар в лесу?
При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности.
Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, кустарниками, там, где много сухой травы или, когда очень жарко.
Не разводите очень большой и высокий костер.
Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать старое кострище.
Помните золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра!
Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей.
Убедитесь, что костер полностью затушен.
Ребята! Помните о том, что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.
Встреча с лесным пожаром. Что нужно делать?
Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию.
Не переоценивайте свои силы.
Выйдите из зоны возгорания и поскорее расскажите взрослым или позвоните в службу МЧС (телефоны 01, 112).
(Дети выходят с рисунками и называют правила поведения в лесу)
- Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.
- Не оставляй мусор в лесу.
- Не бей стекло в лесу.
- Не разоряй птичьи гнёзда, не забирай из леса домой животных.
- Не разоряй муравейники.
- Не рви охапками цветы.
- Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.
Помни:
Один человек оставляет в лесу - след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.
- Не шумите в лесу.
- Не ловите насекомых.
- Не вырывай грибы и кустарники с корнем.
- Вот сколько получилось у нас правил. Дети, всегда помните и соблюдайте их!
Закрепление.
Игра «Экологический светофор»
(если делать можно, то поднять зелёный круг, если нет, то красный)
• Ломать деревья и ветки - (нельзя).
• Сажать деревья - (можно).
• Ходить и топтать траву и цветы - (нельзя).
• Ходить только по тропинкам - (можно).
• Рвать большие букеты цветов - (нельзя).
• Любоваться цветами - (можно).
• Оставлять мусор в лесу - (нельзя).
• Собрать мусор и выбросить его в мусорный контейнер - (можно).
• Разжигать костры в лесу - (нельзя).
• Беречь лес от пожара - (можно).
• Шуметь в лесу - (нельзя).
Разорять птичьи гнёзда? - (нельзя).
Слушать пение птиц – (можно)
Брать детёнышей диких животных домой - (нельзя).
Ловить насекомых – (нельзя)
Любоваться красотой леса –(можно)
Правильно ребята, молодцы!
Учитель:
Лес очень красив в любое время года. О нём написано много стихов, нарисовано картин.
( Слайды: зимний лес (16, весенний (17, летний (18), осенний (19)
(на каждый слайд дети читают стихи о лесе)
1. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
2. Прекрасны белые берёзы
И свежий аромат листвы,
А на стволе сосны как слёзы
Сверкают капельки смолы.
Нас тополиные серёжки
Смолистым запахом пьянят.
Лесные первые цветочки
Повсюду наш ласкают взгляд.
3. Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
4. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: Как красив лес в золотистом наряде. Желтые, красные, оранжевые листья падают с деревьев, кружась в осеннем танце.
(танец «Вальс осенних листьев»)
Учитель: Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза, озёра и реки, поля и леса. Давайте будем относиться к природе бережно!
Больших проблем вам пока не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
1-й ученик:
Разбежались грибы
по лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел березу.
Шаловливый ручей
Что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чем-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
К нам пришел человек,
И не злой, а хороший!
2-й ученик:
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою -
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
(выходят девочки)
(песня «Мы хотим, чтоб птицы пели)
Учитель: Ребята, на этом наше мероприятие заканчивается. Скажите, что вам понравилось?
Спасибо вам за участи и за внимание! До свидания, до новых встреч!