Галина Самойленко
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите наш язык…»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий открытого мероприятия «Берегите наш язык…»
Материал взят из произведения Успенского «Слово о словах»
Цель: повысить культуру речи, обсудить негативные явления, происходящие в современном русском языке, показать значимость знания русского языка, воспитать бережное отношение к русскому языку.
Вступительное слово учителя.
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку „Берегите наш язык…“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Русский язык, конспекты уроков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нашими предшественниками!"-- призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.
Что значит: "беречь" язык? От кого или от чего "беречь?" Разве у языка
есть враги или ему грозят какие-то опасности? Да, На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку. И я сейчас хочу поговорить с вами о трех из них, важнейших.
Однажды я прочитала такое объявление:
«ГРАЖДАНЕ! ПРОСЬБА СДАВАТЬ ВЕСЬ УТИЛЬ ДВОРНИКУ, КОТОРЫЙ НАКОПИЛСЯ!»
Не знаю, видели ли вы когда-нибудь, как "накопляется дворник". Мне
этого наблюдать не приходилось. Конечно, каждый грамотный человек, прочтя эти строки, улыбнётся, мысленно исправив синтаксическую ошибку, он все-таки поймёт, что хотел сказать автор. Но для этого требуется некоторое усилие.
Хорошо, что перед нами одна безграмотная фраза. А если бы так была
написана целая страница? Каких бы трудов стоило ее прочесть и понять!
Первая опасность, грозящая языку, - это его искажение, которое происходит в результате невежества, неумения владеть своей речью.
1. Сценка «Эллочка – Людоедочка» из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев»
2. Вторую опасность можно связать с той же бедой -- недостаточной культурой, слабым знанием русского языка, заменой русских слов иностранными.
А. С. Пушкин ещё в начале 19 века сокрушался:
"Сокровища родного слова,
Заметят важные умы,
Для лепетания чужого
Пренебрегли безумно мы.
Мы любим Муз чужих игрушки,
Чужих наречий погремушки, А не читаем книг своих. "
У нас возникла мода поминутно употреблять иностранные слова, смысл которых неясен говорящему.
3. Сценка по М. Зощенко «Обезьяний язык».
В нашу речь в последнее время вошло очень много иностранных слов, над этой проблемой работают не только литераторы, но и политики. Давайте посмотрим отрывок с участием видного политика и общественного деятеля Владимира Вольфовича Жириновского.
4. Отрывок из видео с Жириновским.
Учащиеся 8-10 классов были разделены на группы, каждая проводила исследовательскую работу и готовилась к поединку на тему: «Можно ли полностью отказаться от иностранных слов?» Говорят, что в споре рождается истина! Давайте послушаем выступления каждой группы и сделаем определённый вывод.
5. Поединок «Можно ли полностью отказаться от иностранных слов?»
6. Вы изучаете иностранный язык. А какие трудности вы испытываете при его изучении?
Нужно запоминать много слов
Трудно запомнить грамматику
Произношение трудное
Тяжело вам изучать иностранный язык?
Посмотрите, что говорят иностранные студенты о русском языке.
7. Видео «Иностранцы о русском языке»
8. Русский язык прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из века в век и всё же за тысячелетие остался тем же русским языком! Ни на миг не прервалась волшебная нить языка, соединившая в одно целое предков и потомков, создавшая русское племя, русский народ и нацию.
Но есть опасность, которая угрожает русскому языку – засилье жаргонизмов, сленга, которым часто пользуется молодёжь.
Ребята нашей школы подготовили небольшие зарисовки на эту тему, во время подготовки они пришли к выводу, что нужно говорить на литературном языке.
9. Видео с боксером
10. Выступление учащихся «Нужно ли так говорить?»
11. Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит яркое впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий держать под контролем поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.
12. А каким должно быть выступление человека? Об этом в юмористической зарисовке Михаила Жванецкого вам расскажут Роман Карцев и Виктор Ильченко
Что высмеивает Михаил Жванецкий в этой сценке?
Неуместное выступление. Перед детьми на линейке присутствующий стал читать доклад о работе завода!
Неподготовленную плохую речь!
Значит, каким же должно быть выступление человека?
Тема должна быть интересна слушателям
Выступление должно быть кратким.
Речь должна быть яркой, эмоциональной и содержательной
Выступление не должно быть монотонным.
Слова нужно произносить громко, чётко и грамотно.
Не допустима суета в движениях.
Да, таким образом, мы с вами пришли к выводу, что речь культурного образованного человека должна быть правильной, точной, красивой, краткой, актуальной и понятной для конкретной аудитории.
«Век живи – век учись! И учись самому главному! А что главное в нашей жизни? Я отвечу на это как учитель русского языка и литературы : «Все беды человека от его языка», но хорошее слово - половина счастья! Поэтому, каков будет ваш язык, каким будет ваше живое слово, к людям, с которыми вы живёте, с которыми вы общаетесь, такой и будет ваша жизнь.
Дорогие друзья, я надеюсь, вы увидели, почувствовали и поняли, как сложен, как прекрасен русский язык, как интересна русская речь, как любопытно, важно, просто необходимо для вас и для ваших близких владеть живой русской речью. Да здравствует наше великое русское слово!